Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

Методы и способы правового регулирования

Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод – известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод  – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.  

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/metodi-i-sposobi-pravovogo-regulirovaniya

Методы, способы и типы правового регулирования. Понятие правового регулирования

Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

В обществе всегда существовала необходимость отслеживания потребностей и интересов разных слоёв населения.

Человечество разработало для этого определённую систему, помогающую координировать общественные отношения.

Цель законодателя не просто обеспечить правопорядок и должное поведение людей, но и развить правильную форму поведения в обществе, которая впоследствии вытеснит противоправную.

Понятие правового регулирования

Правовое регулирование – это воздействие права на публичные правоотношения. Другими словами, право координирует действия людей. Общество невозможно без должного правового регулирования, которое является своего рода фундаментом для поддержания порядка.

В своей деятельности оно преследует две цели: юридическую и общесоциальную. Под юридической целью понимается: создание в обществе постоянного правопорядка с помощью специальных органов, которым под силу поддерживать этот правопорядок. Под общесоциальной целью понимается создание таких условий, при которых общество будет развиваться в правильном направлении.

Отношения, регулируемые правом должны иметь необходимые признаки:

  • отношения, отражающие интересы как одной личности, так и общесоциальные;
  • отношения, где реализовываются интересы всякого лица и каждый ущемляет свои интересы, ради иной личности;
  • отношения, где участники признают определённые правила и добровольно их выполняют;
  • отношения, где закреплены определённые правила, контролируемые действенной силой.

Методы и способы правового регулирования

Метод правового регулирования – комплекс всевозможных приёмов, воздействующих на людей с области права.

Существует четыре подобных метода:

  • императивный;
  • диспозитивный;
  • поощрительный;
  • рекомендательный.

При императивном методе установлены чёткие границы дозволенного и запрещённого, идёт полное подчинение одних участников другим, которые не равны между собой. Одна из сторон – государственный орган, контролирующий следование нормам, а другая – общество.

При диспозитивном методе всё наоборот. Здесь стороны — это субъекты с равными правами, не зависящие друг от друга, в основе их правоотношений лежит заключённый договор в соответствии с законодательством. Стороны сами устанавливают свои права и обязанности.

При поощрительном методе у субъекта закреплена определённая модель поведения, качественное выполнение которой влечёт за собой поощрение. Ярким примером являются отношения, подпадающие под нормы трудового права.

Рекомендательный метод регламентирует взаимоотношения между негосударственными организациями, где государство выделяет возможную модель действий путём советов, которые несут необязательный характер.

Способы правового регулирования – это то, при помощи каких путей происходит воздействие на отношения в обществе.

Всего существует три способа:

  • дозволение;
  • обязывание;
  • запрет.

При дозволительном способе лицо может по своему усмотрению, в своих интересах совершать или не совершать конкретные правовые действия.

При обязывающем способе лицу необходимо совершать требуемые действия без каких-либо отклонений.

При запрещающем способе субъект обязан не совершать конкретные действия, зафиксированные в законе.

Какие типы правового регулирования существуют

В отличие от способов, типы правового регулирования сочетают в себе общий характер действия права на отношения в обществе.

Выделяют следующие типа регулирования:

  • общедозволительный;
  • разрешительный.

Каждый имеет свою формулу, которая указывает на необходимую модель поведения, также контролирует запреты и разрешения.

Правовая формула общедозволительного типа гласит, что «дозволено всё, что не воспрещено», то есть субъект может выбрать нужную ему модель поведения, исключая моменты, которые не несут в себе запрет. В данной ситуации запрет строго определён, а область дозволенности не ограничена. Этот тип указывает на социальную свободу субъекта и регулирует статус личности.

Правовая формула разрешительного типа содержит следующее: «воспрещено всё, что не дозволено».

Субъект может выбрать модель поведения из того, что прямо разрешено, остальное же является запретом.

При разрешительном типе отношения строго контролируются и имеется определённый разрешительный перечень, зафиксированный в законе. Таким образом регулируются отношения в области публичного права.

Некоторые исследователи выделяют ещё один – дозволительно-обязывающий тип. Его правовая формула гласит: «разрешено только предписанное законом». Субъекту предоставляются права и обязанности необходимые ему, а остальные просто выпадают из сферы управления. Таким путём регулируется правовой статус государства и его органов.

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/metody-sposoby-i-tipy-pravovogo-regulirovanija/

Два основных вида методов правового регулирования:

Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод

(авторитарный,метод субординации,

метод власти иподчинения)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны иобладают неодинаковым объемом прав иобязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочийне имеет.

Императивный методправового регулирования основан нанеравенстве объема прав и обязанностейсубъектов, одни из которых наделенывластными полномочиями, а другие таковымине обладают.

Императивный методправового регулирования характерендля таких отраслей права как:

конституционноеправо,

административноеправо,

финансовое(бюджетное, налоговое) право, уголовноеправо,

гражданско-процессуальноеправо, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальноеправо.

Например,

Императивный методправового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между инспекторомГИБДД и участниками дорожного движения,водителем транспортного средства,пешеходом;

– между судьей иучастниками судебного процесса;

– между сотрудникомгосударственной жилищной инспекции исубъектом права собственности жилогопомещения.

Диспозитивный метод

(автономный, методкоординации,

метод равенствасторон)

правовогорегулирования –

способ правовоговоздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладаютодинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивныйметод правового регулирования основанна равном положении (статусе) субъектовправа, на равном объеме их прав иобязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властнымиполномочиями.

Диспозитивныйметод правового регулирования характерендля таких отраслей права как:

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Диспозитивныйметод правового регулирования предусмотренв нормах права, регламентирующиеотношения:

– между покупателеми продавцом,

– между кредитороми должником,

– между супругами,

– между родителямии детьми,

– между работником(сотрудником) и работодателем.

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов.

2. Систематизациянормативных актов.

3. Действиенормативных актов во времени, впространстве и по субъектам права.

1. Понятие иструктура системы нормативных правовыхактов

Понятие системынормативных правовых актов

Система нормативныхправовых актов – это обусловленная

иерархическими,

предметными(отраслевыми) и

функциональнымисвязями

совокупностьнормативных документов.

Иерархические,предметные (отраслевые) и функциональныесвязи совокупности нормативных правовыхактов определяются:

статусомправотворческого органа,

формами(наименованиями) нормативных правовыхактов,

видами общественныхотношений, подлежащих правовомурегулированию и

функциями права(регулятивными и охранительными).

Структура системынормативных правовых актов (НПА)

Структура системыНПА включает в себя следующие основныенормативные образования (блоки):

1. Иерархическаяструктура системы нормативных правовыхактов

2. Предметная(отраслевая) структура системы нормативныхправовых.

3. Федеративнаяструктура системы нормативных правовыхактов.

1. Иерархическаяструктура

системы нормативныхправовых актов

определяется ихюридической силой и включает в себя:

систему законови

систему подзаконныхнормативных правовых актов.

Согласно части 2статьи 4 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенствона всей территории Российской Федерации.

В соответствии счастью 1 статьи 15 Конституции России

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации.

Законы и иныеправовые акты, принимаемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации.

На основании части4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанныепринципы и нормы международного праваи международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частьюее правовой системы.

Если международнымдоговором Российской Федерацииустановлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора.

Источник: https://studfile.net/preview/2567629/page:115/

Императивный метод правового регулирования – это что такое?

Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

гражданско-правовой(автономный, диспозитивный, методкоординации) и

административно-правовой(авторитарный, императивный, методсубординации).33ЛазаревВ.В., Липень С.В. Теория государстваи права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор ПереваловВиктор Дмитриевич методы правовогорегулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивныйвиды.1

1ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М. 2005.С. 131.

Императивный метод в регулировании правовых отношений

Новости и общество 1 февраля 2014

Императивный метод – это метод, используемый в публичном праве для урегулирования вертикальных отношений между государством и гражданами (организациями).

В процессе регулирования данных отношений государство наделяет властными полномочиями одних субъектов и возлагает на других соответствующие обязанности.

Между этими объектами в результате складываются отношения подчинения и власти.

Императивный метод в земельном праве

Данный метод налаживания отношений между объектами еще называют директивным или авторитарным. Метод урегулирования установлен законодательством и применяется как способ воздействия на поведение юридических и физических лиц, который имеет право использовать должностное лицо в спорных ситуациях.

Способ воздействия – это положение, установленное законодательством, которое изменяет поведение лиц в сторону стимулирования или ограничения. При этом выбранный метод должен отражать особенности своего воздействия.

В условиях развития земельного рынка и рыночных отношений следует выявить методы, учитывая особенности режима правового урегулирования общественных отношений, которые входят в предмет отрасли. Императивный метод обусловливается характером и спецификой регулируемых отношений.

Подбираются соответствующие способы и приемы для правового воздействия.

Установление обязанностей

Императивный метод регулирования выражается в определении правоотношений и запретов между объектами, которые не подлежат исполнению.

Определение обязанностей – это основной метод правового регулирования, так как он занимает существенное место в содержании земельно-правовых норм.

Обязанность, введенная законом, делает невозможными какие-либо отклонения в ее исполнении, поскольку в этом случае предусмотрено наказание. Запреты в земельном праве – это границы должного и возможного поведения участников земельно-правовых отношений.

Эти пределы позволяют избежать реализации интересов субъектов за счет ущемления интересов общества или государства. Границы поведения устанавливаются для того, чтобы субъекты земельных отношений при исполнении своих обязанностей и достижении целей не применяли способы, противоречащие интересам государства и общества.

Виды диспозитивного метода

Есть три вида диспозитивного метода: делегирующий, рекомендательный и санкционирующий. Делегирующий метод – это предоставление прав и свобод субъектам земельных отношений по определенному кругу полномочий.

Рекомендательный метод – это предоставление возможности альтернативного поведения, то есть в данном случае субъект вправе сам выбирать способ своего поведения для достижения установленных целей. Рекомендации государства только облегчают выбор решения.

Санкционирующий метод – это предоставление субъекту права самостоятельно принимать решение, но предварительно оно должно быть одобрено и принято законным компетентным органом.

Следовательно, императивный метод – это действия, установленные законодательством. Тогда как метод диспозитивный предполагает добровольность и равенство сторон.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/172926/

Источник: https://businessizakon.ru/imperativnyj-metod-pravovogo-regulirovaniya-eto-chto-takoe.html

Правовое регулирование: предмет, метод

Императивный метод правового регулирования характерен для права. Методы и способы правового регулирования. Анализ отношений регулируемых императивным методом

Деление структуры права на ряд отраслей и институтов базируется на двух критериях. Речь идет о предмете и методе правового регулирования.

Определение 1

В качестве предмета правового регулирования выступает сумма схожих общественных отношений, которые регулируются правом.

Для предмета правового регулирования свойственно отвечать на вопрос, что контролирует право.

Рисунок 1. Суть предмета правового регулирования

Но есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Определение 2

В качестве предмета правового регулирования также выступает ряд отношений людей фактического характера, которые объективно необходимо правовое оформление.

Для данных отношений свойственно быть жизненно важными для человека и объединений людей. Они имеют волевой, целенаправленный (разумный), устойчивый, повторяющийся и типичный характер. Их можно охарактеризовать как поведенческие, иными словами, их можно внешне контролировать (к примеру, рядом юрисдикционных органов).

Для общественных отношений свойственно выступать в качестве предмета правового регулирования в ряде ситуаций:

  • когда они отличаются повторяемостью и устойчивостью;
  • когда социум и государство имеют заинтересованность в том, чтобы придать этим отношениям правовую форму, а, соответственно, у государства и социума есть заинтересованность в их охране и защите;
  • когда они имеют отличительную способность относительно внешнего контроля (сюда же относится судебный контроль) со стороны государства.

Определение и признаки метода правового регулирования

Определение 3

Под методом правового регулирования понимается сумма приемов, способов влияния права на конкретные области общественных отношений.

Для данного явления свойственно отвечать на вопрос, каким образом, как осуществляется контроль общественных отношений.

Но важно отметить, что есть и ряд иных определений данного явления. Рассмотрим их более подробно.

Под методом правового регулирования понимается ряд разных способов правового влияния со стороны государства на общественные отношения, которые оно использует во время формирования правовых норм и регламентации правовых связей среди участников данных отношений.

Или под методом правового регулирования понимается сумма приемов юридического влияния на то, как ведут себя люди. Причем данные приемы были созданы как результат долгого человеческого общения.

Согласно еще одному определению метода правового регулирования, данное явление выступает в качестве средств, приемов, способов влияния права на ряд общественных отношений.

Для каждого направления права свойственно иметь конкретные методы правового регулирования.

Существует ряд основных признаков метода правового регулирования. Рассмотрим их в виде схемы:

Рисунок 2. Ряд ключевых признаков метода правового регулирования

Опиши задание

Специфика видов методов правового регулирования

Существует два основных метода правового регулирования. Речь идет об императивном и диспозитивном методах.

Для императивного метода (авторитарного метода, метода субординации, власти и подчинения) свойственно использование в публичном праве для того, чтобы регулировать вертикальные отношения, отношения государства и физических, юридических лиц. Когда государство регулирует такие отношения, оно дает властные полномочия одним субъектам, а на иных возлагает ряд соответствующих обязанностей. Как результат данных отношений появляются отношения власти и подчинения.

Замечание 1

Важно отметить, что для императивного метода правового регулирования свойственно проявление себя в уголовном, административном и налоговом праве.

Определение 4

Под диспозитивным методом (метод автономии) правового регулирования понимается способ контроля отношений между рядом равноправных участников.

Для данного метода свойственно предоставление участникам решение вопросов относительно форм своих взаимоотношений, которые урегулированы нормами права, на самостоятельной основе. В составе диспозитивного метода есть три способа, при помощи которых происходит регулирование общественных отношений:

  • возможность осуществить ряд известных действий, которые имеют правовую направленность;
  • предоставить ряду участников общественных отношений, которые урегулированы рядом норм права, конкретных прав;
  • предоставить ряду лиц, которые участвуют в конкретных взаимоотношениях, возможность выбрать вариант своего поведения.

Как дополнительные методы обозначают:

  • ряд поощрительных методов, которые основаны на том, что субъекту предоставляются дополнительные блага (поощрения), к примеру, в трудовом праве;
  • ряд рекомендательных методов, которые дают субъектам возможность самостоятельно обозначать лучший вариант поведения, учитывая различные условия и возможности;
  • ряд альтернативных методов и т.д.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/pravovoe-regulirovanie-predmet-metod/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: