Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

Содержание
  1. Как научить ребенка считать в уме до 10 и решать примеры
  2. Этапы обучения
  3. С чего и когда начинать?
  4. Чего делать не надо?
  5. Осваиваем простые математические действия
  6. Как научить ребенка считать в уме (1-2 класс) — методика и примеры
  7. Как научить ребенка быстро считать в уме в 1 и 2 классе
  8. Основные правила обучения
  9. Подготовка к обучению устному счету в 6 лет
  10. Упражнения для развития навыка счета в уме
  11. Методика обучения решению примеров в уме для ребенка 6 лет
  12. Опора на состав числа
  13. Заучивание таблиц
  14. С помощью вычислительных приемов
  15. Современные способы обучения
  16. По Монтессори
  17. По Доману
  18. По Полякову
  19. Ментальное обучение
  20. Наиболее популярные вопросы
  21. Как научить ребёнка считать в уме?
  22. Как научить ребенка быстро считать в уме?
  23. Как я научила своего ребенка считать примеры в уме? — Опыт бывалой мамы
  24. Как обучить ребенка счету – действенные и проверенные способы
  25. С чего начинать
  26. Как научить
  27. Учимся считать до 10
  28. От 10 до 100
  29. Устный счет без пальцев
  30. Зачем учить детей устным вычислениям
  31. Быстрый счет в уме: обучение для детей
  32. Способы обучения ребенка счету
  33. С какого возраста правильно начинать
  34. Первые помощники
  35. 5 шагов к успеху
  36. Вспомогательный материал
  37. Стимулируем, поощряем, хвалим

Как научить ребенка считать в уме до 10 и решать примеры

Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

Современные дошкольники буквально закормлены достижениями технического прогресса. Им не всегда понятно, для чего нужен счет в уме, если в телефоне или на компьютере есть калькулятор. А родители между тем обеспокоены подготовкой своих детей к школе. Как же научить ребенка считать в уме?

Этапы обучения

Процесс умственного счета у детей складывается из двух компонентов: речевого и двигательного.

Речевой компонент выражается в проговаривании счетных действий, затем в прошептывании (один плюс один будет два). И только после этого ребенок будет готов считать «глазами», про себя.

Двигательный элемент состоит в перекладывании считаемых предметов. Так ребенок наглядно представляет – больше или меньше предметов стало. Сначала малыш следит за появляющимися предметами пальчиком, потом – только глазами. И лишь затем он будет готов считать в уме: сначала до 5, затем до 10 и так далее.

Таким образом, для того чтобы научить ребенка считать в уме в пределах десятки, нужно совместить перекладывание предметов с запоминанием этого количества. А к этому ребенка нужно подготовить.

В самом начале дошкольника нужно научить:

  • осознавать разницу между понятиями «один» — «много»;
  • понимать, что значит «больше», «меньше», «столько же» (равно);
  • различать порядковый (первый, второй) и количественный (один, два) счет;
  • понимать, что такое состав числа (например, что 4 – это 2+2, 3+1);
  • связывать в сознании количество с его письменным числовым выражением (то есть понимать, что 5 морковок обозначается цифрой 5).

Учитывая наглядно-действенный способ мышления маленьких детей, объяснять эти понятия нужно на конкретных предметах. Лучше – любимых ярких игрушках малыша, позволяя ему в процессе игры перемещать их, чтобы сделать поровну, больше, меньше, много. Умение сравнивать количество поможет быстрому освоению счета в уме.

Начальным этапом освоения устного счета является усвоение счета сначала до 5, затем до 10. Далее нужно помочь ребенку запомнить все результаты сложения-вычитания чисел первой десятки.

После этого дошкольники смогут освоить способы выполнения этих действий в уме с двузначными числами.

Здесь уже главным будет научить ребенка понимать и запоминать методику сложения-вычитания в следующих десятках.

На каждом этапе важно не механическое зазубривание, а именно понимание и запоминание каждого шага.

Когда вы начнете решать с малышом простейшие задачки, старайтесь предлагать ему несколько вариантов решения, если возможно. Это разовьет математическую гибкость и облегчит обучение на последующих этапах.

С чего и когда начинать?

Начинать обучение устному счету возможно уже в 2 – 3 года, постепенно усложняя задачи. Главное при этом – считать в процессе игры. Например, собирая кубики или пирамидки, проговаривать: «Кладем первый кубик (первое кольцо), сверху – второй. Смотри, кубик был один, теперь их стало 2».

В игровой форме у ребенка просыпается естественный интерес–  и он учится легко. При этом нужно помнить, что ребенок младшего дошкольного возраста запоминает лишь то, что ему интересно. Игра для этого будет лучшим способом. Главное здесь – расположение и поддержка родителей, их умение заинтересовать кроху процессом. А за этим придет нужный результат.

В 3–4 года можно считать кнопки, застегивая куртку, количество ложечек каши, которые малыш скушал на завтрак, число тарелок или ложек на столе, число ступенек до двери подъезда и т. д.

На прогулке можно считать машины (если считать только красные или белые, можно заодно закрепить и название цветов), кошечек или фонари.

Можно в магазине посчитать, сколько куплено яблок, йогуртов или еще чего-то штучного, во время готовки – количество продуктов, которые берет мама.

Визуализации счета способствуют и карточки с изображением количества предметов и числовых обозначений. Играя с ними, можно научить ребенка понимать, например, что цифра 3 – это 3 яблока. То есть малыш научится соотносить количество и его числовое изображение. Такие карточки можно сделать самостоятельно и применять начиная с 4 лет.

С помощью карточек, развивающих пособий или игрушек можно объяснять ребенку состав числа. То есть, что 5 зайчиков можно получить, если сложить 2 и 3, 1 и 4, или 3+2, 4+1. При этом слагаемые поменялись местами, но результат остался прежним.

Это необходимо, чтобы научить ребенка решать простые примеры. Кстати, складывать или вычитать в пределах десяти дети прекрасно учатся на обычных монетах. Например, считая, сколько нужно монет, чтобы купить конфету.

В 5–6 лет дошкольник с удовольствием будет складывать цифры на номерах машин (скажем, 135 – это 1+3+5).

Еще один способ закрепить это понимание (а также соотношения больше-меньше, один-много) – игра в магазин. Ребенок назначается продавцом.

На столе раскладывают «товары» (фрукты, овощи, игрушки, книжки), присваивая каждому из них карточку-ценник с обозначением конкретного числа.

Например, яблоко стоит 2 монетки (можно придумать свое название денежной валюты – будет только интереснее). Затем малыш должен будет считать покупки мамы, вычислять, сколько денег они стоят.

Мама может сказать: «У меня 3 яблока. Груш мне нужно на 1 меньше». Или: «Я беру 2 йогурта. Мне нужно, чтобы йогуртов и печенья было поровну». Можно развивать эту игру так, как подскажет фантазия родителей, задавая самые разнообразные вопросы, изучая не только счет, но и простейшие вычисления. Главное – чтобы чаду было интересно считать.

Чего делать не надо?

Почему для будущего школьника так важен именно устный счет? Потому что только он помогает дошкольнику развивать интеллектуальные способности, память. А еще – один важный навык, который мы обычно называем смекалкой.

Устный счет помогает научиться не только считать, но и думать быстро. Это пригодится при последующей социализации, поможет быть успешным в карьере.

Поэтому, обучая дошкольника устному счету, важно не пользоваться методиками, замедляющими его мыслительные процессы.

Например, современные педагоги не советуют начинать обучение счету на пальцах. Они всегда под рукой, их можно рассмотреть и потрогать, малышу нет необходимости запоминать количественно изменившуюся картинку. А когда пальцы закончатся – начнутся трудности. Такой подход лишь тормозит развитие памяти интеллекта.

К такому же итогу может привести и обучение при помощи записи примеров или с использованием счетных палочек.

Привычка считать медленно может выработаться и при обучении складыванию или вычитанию по единице (чтобы к 2 прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, получится 3, а затем прибавляем еще один – получается 4). Считать – это значит уметь складывать или вычитать сразу все числовые группы.

Очень похож на работу с калькулятором способ счета с помощью линейки (складываемые числа откладывают по сантиметровой линейке вправо, начиная с первого слагаемого, вычитаемые – влево). Тренировки памяти при этом – никакой, однако это упражнение работает на закрепление понятия «числового ряда», которое ребенку помогает понять суть вычитания и складывания чисел.

Осваиваем простые математические действия

Для того чтобы научиться хорошо складывать и отнимать, ребенок должен манипулировать одними и теми же однородными предметами, соотнося их с представлением каждого числа.

Это помогает включать зрительную и тактильную память дошкольника для запоминания результатов действий с целыми числовыми группами, а не по единице.

Поэтому на этом этапе всевозможные разнородные предметы или игрушки уже не подходят. Лучше заменить их простыми и понятными кубиками.

Для начала понадобится 5 кубиков, коробка с расчерченными клетками под них и карточки с изображением чисел от 1 до 5.

Расположение (конфигурация) и количество кубиков откладываются в памяти дошкольника, чего не приносит работа с палочками или пальцами – они расположены хаотично, не давая зрительного представления об определенной «конфигурации числа». Поэтому в голове ребенка не отложится конкретная «вычислительная картинка».

Малыша просят поставить в коробку 1 кубик, спрашивая, сколько это. При ответе – «один», он должен положить рядом с кубиком карточку с изображением цифры 1. Затем он добавляет второй кубик.

Произносит: кубиков 2, меняет карточку с изображением единицы на карточку с изображением двойки. Повторив манипуляцию несколько раз, малыш запомнит изображение двух кубиков и далее будет называть их количество сразу, не пересчитывая.

Таким же образом учат считать остальные цифры.

Далее обучаем непосредственно сложению и вычитанию. Ребенку нужно сказать, что кубики – это, например, веселые клоуны, клеточки в коробке – их домики. Теперь заселяем одного клоуна. Сколько клоунов станет, если придет еще один? Два. А сколько останется, если один уйдет? – Один. И так далее.

С помощью такой простой методики дошкольник довольно успешно освоит навыки устного счета и простые математические действия. А это, как уже говорилось, полезно не только для будущих уроков математики.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/nauchit-rebenka-schitat-do-10

Как научить ребенка считать в уме (1-2 класс) — методика и примеры

Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

Математика не для всех является легким предметом и далеко не каждому ребенку счет дается сразу. Когда дети идут в 1 класс, у многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в уме, и какая из многочисленных методик наиболее подходящая в конкретном случае.

На данный момент известно достаточно много способов раннего развития.

Кроме привычных отечественных методик обучения счету, все большую популярность приобретают зарубежные новаторские подходы, показавшие свою эффективность и существенно облегчающие процесс обучения.

Занятия с маленькими детьми желательно проводить в игровой форме, чтоб ребенку нравилось приобретать новые знания, прививалась любовь к учебе.

Как научить ребенка быстро считать в уме в 1 и 2 классе

Подходящим возрастом для усвоения устного счета является период с 5 до 8 лет. Именно в этом возрасте начинают интенсивно происходить психические процессы, отвечающие за воображение. Развитие у ребенка, обучающегося в 1-2 классе, навыка считать в уме позволяет быстро и успешно освоить азы математики, подготовить его к восприятию любых образовательных программ.

Основные правила обучения

Важно соблюдение определенных правил, позволяющих быстро усвоить учебный материал:

  1. Занятия не должны утомлять малыша, поэтому лучше заниматься несколько раз в день по 10-15 минут.
  2. Так как учеба делится на этап адаптации, понимания и запоминания, не требуется регулярного повторения пройденного материала. Достаточно на практике применять пройденный материал.

    Для этого можно считать предметы, окружающие в повседневной жизни.

  3. Задачи должны быть простыми и соответствовать уровню подготовки школьника. Слишком сложные могут вызвать эмоциональное перенапряжение и неприязнь к процессу обучения. Ругать в случае неудачи категорически запрещено. Также не рекомендовано форсировать процесс познания.

Подготовка к обучению устному счету в 6 лет

Когда ребенку исполняется 6 лет, или даже немного раньше, можно начинать подготовку к процессу изучения устного счета. Знакомство с математикой начинается с изучения чисел. Лучше сразу объяснять, что каждое из чисел обозначает группу предметов с конкретным количеством предметов. К примеру, на 1 дереве сидит 2 голубя, или в корзине для игрушек есть 3 мяча.

Читая ребенку сказку, тоже можно посчитать количество предметов или сказочных героев. Обучаться можно, рисуя или вырезая из цветной бумаги. Важно к числу воображать предмет.

Такие игры, как кубики, домино и прочие, помогут ребенку запомнить название цифр и понимать, что они обозначают. В процессе игры можно объяснять вычитание и сложение целых чисел.

Ребенок дошкольного возраста, как правило, должен уметь сложить в уме числа в пределах 10.

Упражнения для развития навыка счета в уме

Для того чтобы помочь школьнику освоить математические основы, нужно выполнять достаточно простые упражнения. Их можно выполнять как в 5, так и 7 лет, лишь корректируя сложность чисел.

Упражнения:

  1. Для тренировки способности визуализировать числа и проводить с ними операции предложите ребенку, к примеру, назвать все числа от 1 до 50, в которых есть цифра 5.
  2. Для того чтобы освоить навык сложения, предложите ребенку выбрать два любых числа. К примеру, 3 и 5. После ребенок должен прибавить к первому числу 3 второе число 5. К полученному результату снова прибавлять 5 и т.д. Такое же упражнение можно проводить и с вычитанием.
  3. Хорошим пособием для освоения основ математики является таблица Шульте.

    Таблица Шульте

  4. Постоянные математические задачи с предметами, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Методика обучения решению примеров в уме для ребенка 6 лет

Освоить навык поможет ряд методик, позволяющих быстро вычислить результат различных математических операций.

Опора на состав числа

Для того, чтобы с легкостью осуществлять математические операции, необходимо знать состав чисел. задача изучать новые числа и их состав. Для этого:

  1. Можно раскладывать в несколько блюдечек определенное количество бусинок или других предметов. Так можно понять, из чего состоит определенное число. Такую игру можно выполнять с любыми подручными средствами.
  2. Можно обучатся в процессе рисования, закрашивая ячейки с составом заданного числа определенным цветом.

После освоения легких задач, можно перейти к более сложным, которые учат последовательно выполнять несколько операций.

Это нужно для того, чтобы понять, как в результате сложения или вычитания получается результат больше 10. Для того чтобы объяснить, как сложить числа 8 и 5, нужно совершить несколько действий:

  • первое слагаемое дополняется до 10 (получили из чисел 8 и 2);
  • определить какое число еще необходимо добавить (основываясь на составе числа 5-2, в остатке 3);
  • в завершение подсчитывается результат.

На аналогичном принципе основан процесс обучения вычитанию.

Заучивание таблиц

Существует такой способ, как запоминание специальных таблиц. Дети в 1-2 классе, ознакомившись с принципами работы таблицы, должны самостоятельно ее заучить.

Выученный материал закрепляется с помощью различных упражнений.

Для легкого запоминания таблицы можно использовать стихи, песни, раскраски, компьютерные тренажеры и т.д. Потратив немного времени и усилий на изучения таких таблиц, можно с легкостью осуществлять операции в уме.

С помощью вычислительных приемов

После того как хорошо освоены основы, следует перейти к навыку быстро находить наиболее легкие способы вычисления результата. Для этого используются приемы присчитывания и перепрыгивания, присчитывания частями, приведения к круглому числу, перестановки слагаемых. Освоив такие способы, школьник сам для себя определит наиболее легкий для него способ.

Современные способы обучения

Как отечественные, так и зарубежные педагоги сходятся во мнении, что учить устному счету следует начать до школы. Современные методики акцентируют внимание на заинтересованности изучаемым предметом.До 7 лет желательно строить процесс учебы лишь в игровой форме. На данный момент все большей популярностью пользуются нижеперечисленные способы обучения.

По Монтессори

Методика развития умственных способностей Марии Монтессори, в частности способностей устного счета, основывается на эмпирических и игровых способах обучения с красочными и интересными пособиями.

Для закрепления результатов теоретических знаний часто используется игра с разменом монет, что достаточно интересно детям.

Кроме того, для обучения счету используются брусочки из дерева размером от 1 дм и до 1 м, которые имеют синий и красный цвет с отметками в 10 см. Ученик раскладывает бруски по мере увеличения длины.

После чего каждый необходимо назвать цифрой с учетом количества цветных отрезков.

Подключение осязания и визуального восприятия делает эту методику достаточно эффективной в обучении детей.

По Доману

Согласно исследованиям Г. Домана, дети в возрасте до 5-7 лет способны обрабатывать большой объем информации. Для обучения используются специальные карточки, приобретенные или изготовленные самостоятельно. На данных карточках изображены красные точки в разном количестве.

Карточки демонстрируются, когда обучающийся пребывает в хорошем настроении. Время демонстрации карточек небольшое, а упор делается на количество подходов.

На первом этапе демонстрируются карточки с цифрами от 1 до 10. Во время демонстрации родитель должен внятно обозначить выбранную цифру. Дальше задача усложняется.

С помощью карточек можно обучить сложению, вычитанию, умножению и делению.

К ним прилагается достаточно подробная инструкция, с которой родители с легкостью разберутся и смогут в форме игры обучить ребенка устному счету.

По Полякову

Данный способ обучения заключается в том, чтобы на первом этапе необходимо научить считать до 10 и сделать упор на запоминании результатов всех вариаций сложения и вычитания в пределах 10. После этого можно приступить к двузначным числам.

Существует до 50 уроков по данной методике, с подробным описанием и примерами. Поэтому для родителей не составит труда самостоятельно заняться со школьником изучением счета. Отличие от других способов обучения заключается в том, что она обучает мыслить группами чисел.

Ментальное обучение

Ментальная арифметика пришла к нам из Японии. Обучение счету происходит с использованием специальных счет – соробан и абакус. После того как освоена работа на данных счетах, начинается процесс обучения в уме. Эффект обучения заключается в том, что после запоминания принципа работы соробана и абакуса, их легко представить в уме и проделать необходимые математические операции.

Ментальной арифметике можно обучить самостоятельно либо отдать ребенка на специализированные курсы.

Наиболее популярные вопросы

Эффективно ли обучать ребенка счету на пальцах?Существуют противоположные мнения по поводу обучения счету по пальцам. Как правило, такой счет нежелателен, так как является неудобным. Допускается обучение счету на пальцах на первоначальном этапе.

Существуют ли компьютерные тренажеры для обучения счету в уме?Существует множество онлайн-программ и компьютерных тренажеров для освоения данного навыка. Но злоупотреблять ими нежелательно, так как это негативно влияет на зрение, и исключает важный фактор – контакт с родителем.

Для эффективного обучения ребенка счету в уме важно своевременно обращаться к методикам развития математических навыков. Слишком рано начинать заниматься не желательно, как и слишком поздно. Существует множество хороших способов научить считать, и адаптировать ребенка к школьной программе.

Главным условием является хорошее настроение и психологическая готовность ребенка обучаться. Заставлять не стоит, так как есть риск отбить желание познавать новое.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/nauchit-schitat-v-ume/

Как научить ребёнка считать в уме?

Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

› Ребенок от 3 до 7 лет ›

Научить считать в уме можно как ребенка дошкольного возраста, так и школьника. Родители не должны бояться того, что процесс окажется долгим и трудновыполнимым, на самом деле он очень интересный и простой. Малыш с легкостью научится считать про себя, даже если он не проявляет никакого интереса к цифрам и счету.

Как научить ребенка быстро считать в уме?

Дети, которые идут в первый класс, и дошколята в большинстве случаев умеют производить простые вычисления, не прибегая к помощи пальчиков, калькулятора или листа бумаги с ручкой. Этот навык осваивается не за один день, поэтому мамы и папы должны оказывать малышам помощь и поддержку.

Перед тем как приступить к активным занятиям, родителям стоит определить базу, которую к этому моменту имеет ребенок. Для того чтобы обучение было эффективным, малыш должен выполнять следующие действия:

  • уметь считать по порядку до десятка и в обратном направлении;
  • складывать и вычитать числа, как письменно, так и визуально;
  • понимать значения слов «больше» и «меньше».

Ребенок должен хорошо ориентироваться в цифрах и числах, безошибочно определять количество объектов, на которые указывают мама и папа, знать, как правильно производить сложение и вычитание на бумаге.

Для более быстрого освоения устного счета малыша стоит научить считать в столбик.

Одну из самых главных ролей в математических операциях играет их визуальное представление, поэтому без умения решать примеры на бумаге, осуществить это в уме будет крайне трудно.

Начинать обучение следует с простейших упражнений. Ребенок должен научиться считать материальные объекты сначала в уме, а затем произносить ответ вслух. Тренироваться можно на протяжении дня.

Например, мама кладет на стол несколько бобов и просит кроху посчитать их по порядку, но назвать только окончательный ответ.

В большинстве случаев дети поначалу сбиваются и все равно тихо произносят цифры, однако со временем мастерство оттачивается, и родители не слышат расчетов.

После того как простые упражнения освоены, можно приступать к усложненным. Мама интересуется у ребенка, сколько бобов окажется на столе, если положить на него еще один (или больше).

Малыш не будет видеть действие своими глазами, поэтому ему придется производить расчеты в уме. Не стоит ругаться, если у него не получится ни с первого, ни со второго раза.

Поначалу обязательно возникнут ошибки, но постепенно он научится правильно решать примеры без визуального восприятия предметов.

Дети лучше всего воспринимают новую информацию в игровой форме. Игры, которые помогут ребенку быстрее освоить навык счета в уме:

  • «Магазин». Представьте, что вы — покупатель, а дочь или сын — кассир. Расставьте вместе с ребенком разные игрушки и другие предметы, создайте импровизированную витрину. Пусть малыш напишет на маленьких листочках бумаги цены для каждой вещи. После начала игры укажите маленькому продавцу на предметы, которые желаете приобрести. Он должен рассчитать в уме всю сумму покупок, получить от вас деньги (лучше заранее подготовить игрушечные монеты или купюры) и при необходимости дать сдачу.
  • «Номера автомобилей». Гуляя на улице, можно обращать внимание ребенка на регистрационные знаки и предлагать ему сложить цифры, из которых те состоят.
  • «Ходим за покупками». Перед тем как отправиться в магазин, составьте список необходимых товаров и назовите общее количество наименований малышу. Опуская продукты в корзину, ребенок должен контролировать оставшееся количество позиций, отнимая каждую единицу про себя. Такое простое и увлекательное упражнение поможет не только научиться считать в уме, но и развивать память.

Как я научила своего ребенка считать примеры в уме? — Опыт бывалой мамы

Алина, 27 лет, Астрахань:

«Я из тех родителей, которые придерживаются мнения, что учить ребенка счету и чтению нужно до школы. Моя доченька начала проявлять интерес к математике очень рано, еще в 3,5 года. Обучение цифрам, как на русском, так и на английском языке, далось ей совсем не сложно, поэтому я начала заниматься с ней сложением и вычитанием.

Чаще всего мы считали мелкие игрушки из Киндер Сюрпризов. Многие психологи пишут, что не стоит считать на пальчиках, потому что в будущем дети с трудом отвыкают от такой привычки. Я раскладывала фигурки на столе, малышка считала их, потом несколько штук отодвигались в сторону, и дочь указывала, сколько игрушек я убрала, а сколько осталось.

Когда она научилась простым примерам на основе материальных предметов, я поняла, что пора помочь ей освоить навык расчетов про себя. Я знаю, что лучше всего информация воспринимается в виде игры, поэтому старалась придумывать интересные ситуации, в которых требовалось сложить или вычесть какие-либо числа.

Например, на новый год я разработала для нее специальный квест с карточками, на которых были изображены простые примеры. Дочь складывала или вычитала в уме, получала правильный ответ, а затем брала карточку с новым примером, на которой был изображен полученный номер.

Так постепенно она пришла к карточке с цифрой 1, где было указано месторасположение приятного сюрприза.

Еще я приобрела за границей раскраски, в которых каждая цифра означала какой-либо цвет. Но на рисунке были указаны не числа, а несложные примеры. Только получив точный ответ, можно было узнать, каким фломастером воспользоваться.

Сейчас доченьке 5 с половиной лет, в следующем году она пойдет в школу. Она полностью подготовлена к занятиям и будет чувствовать себя уверенно на уроках математики.»

Когда обучать счету родители начинают со скучных классических занятий, математика не приносит детям положительных эмоций, и они занимаются через силу. Проявив смекалку и подключив фантазию, научить ребенка считать в уме можно за короткий промежуток времени с помощью лёгких и увлекательных игр.

автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова,

директор Центра семейной культуры

Источник: https://RodaRadi.ru/rebenok-ot-3-do-7-let/kak-nauchit-rebyonka-schitat-v-ume/

Как обучить ребенка счету – действенные и проверенные способы

Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

Еще несколько лет назад малыши учились писать, читать и считать в школе. Сегодня все будущие первоклашки получают знания о цифрах, навыки счета и чтения дома или в детском саду и садятся за парту с умением считать от нуля до 10 (или даже до 100), отнимать и вычитать простые двузначные числа. Обучение счету — процесс длительный, но не сложный.

Дети с самого рождения проявляют интерес ко всему, что их окружает, что им рассказывают и показывают взрослые. Но не ко всему их можно приучить.

Новый материал должен подаваться не просто дозировано, но и в определенной форме, а также в определенном возрасте. Только так ребенок с радостью воспримет и усвоит то, чему его хотят научить.

Обучение математическим вычислениям

Обратите внимание! Методика обучения счету будет отличаться в разных возрастных группах.

Психологи и педагоги раннего развития выделяют несколько возрастных этапов, связанных с навыками учения счету:

  • до трех лет;
  • 3-4 года;
  • 4-5 лет;
  • 5-7 лет.

Уже в возрасте двух-трех лет ребенок способен обучаться счету. Он понимает простой порядковый счет и может показывать, что идет по порядку. Например, одна конфета, две конфеты, три яблока.

С 3 и до 4 лет дети способны научиться складывать небольшие группы предметов, делить их между игрушками. Например, дать мишке 2 конфеты, кукле 3 яблока. А в 4 года может выполнять несложные приемы счета.

После того как малыш усвоит счет до цифры десять, ему становится неинтересно. Обычно это происходит к 5 годами. В этом возрасте ребенок способен выучить цифры до 20 и считать до них от единицы.

Важно! Обучение счету детей 5-6 лет можно начинать и в школе, но лучше делать это заранее. В легкой игровой форме в домашних условиях ребенок быстро усвоит новую информацию.

5-7 лет — возраст, когда ребенку доступен счет до 100, сложение и вычитание. Дети с радостью ходят с родителями в магазин и способны устно посчитать, сколько монеток нужно дать продавцу, чтобы купить мороженое.

Трехлетний малыш считает на пальцах

С чего начинать

Чтобы начинать учить ребенка счету, не нужно выделять время и ждать подходящего случая. На первых этапах подойдет математика (средняя группа) — счет в пределах 5.

Показывать числа, рассказывать о цифрах, количестве предметов и о том, для чего это нужно, стоит в игровой форме, легкой и доступной маленькому ребенку. Например:

  • Стоит попросить показать собачек на улице и озвучить это число, а затем посчитать вместе.
  • Можно считать формочки, которые принесли в песочницу.
  • Полезно приобрести специальные карточки для малышей, на которых изображены животные и цифра, которая обозначает их количество.

Вырезанные цифры

Как научить

Первое, чему стоит обучить ребенка, счет в пределах 5 (средняя группа). Начинать это занятие можно уже с 2 лет. Малыш в этом возрасте с радостью воспринимает любую информацию в игровой форме и легко усваивает ее, если ему интересно.

Для обучения счета от 1 до 5 подойдут пальчики на ручках, яркие игрушки и любой другой материал: счеты, конфеты, карточки с изображением животных.

Важно! На первых этапах обучения счету (от 1 до 5) не стоит показывать ребенку цифры и учить его их писать.

Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг.

Карточки с животными

Учимся считать до 10

Как только ребенок поймет, что такое счет до 5, можно переходить к обучению счета до первого десятка.

Обратите внимание! Малышам нравятся крупные красивые рисунки, поэтому можно предложить ему специальные мнемонические карточки, на которых будут изображены предметы живого и неживого мира и цифры, обозначающие их количество. Так ребенок познакомится с цифрами.

Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:

  • считать вместе все, что видно на прогулке, в магазине и дома;
  • смотреть развивающие короткие мультфильмы;
  • слушать песенки-считалки;
  • воспользоваться советами из книг по развитию детей (Монтессори).

Постепенно ребенок научится счету от 1 до 10, сможет складывать и вычитать в пределах этих чисел, назовет обратный порядок (от 10 до 1), и тогда можно переходить на следующий этап: учиться счету до 20 и до 100.

От 10 до 100

Счету до 100, а затем и дальше (умножать, делить, делать это в столбик) дети учатся в школе с 1 по 3 класс. Но можно немного забежать вперед и познакомить ребенка с десятками дома.

Счет от 10 до 100 доступен уже с возраста 5 лет. Точно так же, как и до этого возраста, обучение должно быть несложным, но регулярным. И на этом этапе уже не обойтись без серьезных объяснений и выполнения заданий:

  • Стоит рассказать малышу, что такое состав числа, из чего состоит каждый десяток и показать это, используя предметы. Первая цифра — десяток, вторая показывает единицы.
  • Желательно рассказать, как считать от 10 до 20 и дальше.
  • Рекомендуется выучить счет от 10 до 20.

Когда ребенок поймет принцип счета от 20 до 30, все упражнения можно проделать, считая до 100. Стоит приучать малыша к ежедневным небольшим «урокам», просить его повторять то, что ему рассказывалось, и он очень скоро усвоит материал.

Устный счет без пальцев

Начинают знакомить ребенка со счетом, используя для этого то, что всегда под рукой — его и родительские пальчики. Постепенно усложняя задания, переходят к счету предметов вокруг, а после того, как знакомится с десятками и сотнями, пальцев рук уже не хватает.

Чтобы научиться считать, не используя пальцы, ребенку потребуется время и практика.

Счет на пальцах

Зачем учить детей устным вычислениям

Сегодня, когда под рукой есть телефон с калькулятором, устный счет кажется пережитком прошлого, и объяснить малышу, зачем ему нужно учиться считать в уме, сложно.

Если возникла такая проблема, можно привести несколько примеров и рассказать малышу, как важно уметь считать в уме и находить правильный ответ, не используя для этого электронику. Например:

  • что делать, если надо подсчитать, какую сдачу дадут в магазине;
  • что делать, если калькулятора не окажется под рукой — не просить же незнакомых людей посчитать за себя;
  • как проверить, не обманули ли, когда давали сдачу с большой суммы денег;
  • как узнать, хватит ли денег на все покупки.

Обратите внимание! Примеров можно привести множество. Можно рассказать, что устный счет развивает память, а это важно в любом возрасте и в любой деятельности.

Быстрый счет в уме: обучение для детей

Научив малыша пользоваться сложением и вычитанием на пальцах, родители задаются вопросом, как научить ребенка считать в уме, и не всегда находят на него ответ.

Обратите внимание! Существует несколько методик обучения устному счету, с помощью которых взрослый сможет объяснить ребенку, какие действия нужно произвести, чтобы получить ответ.

Каждая методика — это алгоритм определённых действий:

  • Раскладка на десятки и единицы в сложении, умножении, делении.
  • Вычитание 7, 8, 9. Например, чтобы вычесть из любого числа 9, надо вычесть из этого числа 10 и прибавить 1. И так по образцу делают с 7 и 8.
  • Быстрое сложение двузначных чисел. Для этого нужно округлить цифру двузначного числа в сторону увеличения, выполнить сложение, а затем вычесть то число, на которое было сделано увеличение. Например: 14+29=14+30-1=43.

Научить ребенка считать до 100, вычитать и складывать в пределах от единицы до двадцати можно самостоятельно без учителя и до школы. Такое действие, как быстрый счет в уме, дается детям сложнее и не сразу. Обучение для детей — это, в первую очередь, игра, поэтому стоит не торопиться, а лучше проявить терпение, и все получится.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-obuchit-rebenka-schetu-dejstvennye-i-proverennye-sposoby

Способы обучения ребенка счету

Как научить ребенка считать играя и занимаясь. Как научить ребенка считать в уме

Чувство числа, минимальные навыки счета, умение решать простейшие математические действия в уме настолько же важны в жизни, насколько и грамотная речь, письмо без ошибок, беглое чтение. Без этих навыков просто нереально почувствовать себя полноценным членом общества.

Не умеешь считать – могут обмануть в магазине, не умеешь читать – не узнаешь состав продуктов, пишешь с ошибками – не заполнишь резюме на престижную работу. Да и многое другое становится недоступным. Именно поэтому заботливые родители стараются как можно раньше научить ребенка быстро считать в уме. Устный счет – это не просто два плюс два.

Устный счет – это и абстрактное мышление, и развитое воображение, память, концентрация, внимательность.

С какого возраста правильно начинать

Оптимальный возраст начала обучения счету – 2-3 года. Естественно, не стоит ожидать, что начав в два года, к трем малыш начнет в уме умножать шестизначные числа. Нет. Максимум первого года обучения – это понятия один/много и умение считать до 10. Можно и большему научить.

Но не нужно. Не стоит излишне загружать мозг ребенка. Обучение должно идти легко, ненавязчиво, в игровой форме. Если прогресс заметен, если карапуз не противится занятиям, если сам с удовольствием тащит дидактический материал и просит позаниматься, то пришла пора поднимать планку.

Важно! Не отчаивайтесь, если соседский сын уже в три года с легкостью прибавляет два плюс три, а ваш на протяжении полугода на горсть черешен говорит «один».

Помните, все дети индивидуальны. Придет время – всему научится. Главное, продолжать учить считать без давления, раздражения, крика. Не отбивайте охоту учиться ни у себя, ни у малыша.

Способов много, вы обязательно найдете подходящий.

Первые помощники

Маленького ребенка легко научить считать при помощи различных игр. Для этого нет необходимости бежать в магазин и сразу покупать специальные наборы. Оглянитесь вокруг.

В доме обязательно найдется конструктор, пирамидка, несколько машинок или три-четыре куклы, пластиковые фрукты/овощи, разнокалиберные погремушки… да что угодно! Да-да, для первого знакомства с устным счетом подойдут любые игрушки. И не только игрушки.

Использовать можно буквально все, что под рукой: и кухонную утварь, и книги из семейной библиотеки, и обувь (отлично в изучении понятия «два/пара»), и подобное.

Существует несколько проверенных способов, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны. Но каждый из них требует корректировки относительно конкретного ребенка, его темперамента, характера, склада ума и базовой подготовки. Какими бы ни были рекомендации, ими можно и нужно варьировать.

5 шагов к успеху

  1. Чем чаще – тем лучше. В общении с малышом как можно больше употребляйте цифровые значения. Пусть в его голове навсегда отложится то, что цифры нас окружают и без них действительно никуда. Самое простое, это: два глазика, один носик, две ручки, пять пальчиков и так далее.

    Еще примеры: ждем троллейбус номер 7; купим 4 яблока; возьмем на прогулку 3 пирожка; оставим папе 1 конфетку.

  2. Всегда и везде. Считайте все, что видите. Ступеньки, цветочки, кубики, секунды до какого-то события (открытие дверей автобуса, закипание молока и пр.). Также применяйте считалочки с числами/цифрами.

    Ребенок на подсознательном уровне будет запоминать счет и учиться, сам не замечая того.

  3. Объединение. Не зацикливайтесь исключительно на математических понятиях. Разумно вплетайте устный счет во все подряд. Учите цвета – считайте, сколько кубиков красных, а сколько желтых.

    Обучаете названиям домашних животных – попутно делайте расчет: коровы две, курочек пять, котят семь. Складываете пазл – спросите, сколько еще элементов не на своем месте.

  4. Сравнивайте. Любой прогресс можно привязать к числовым значениям.

    Например: тебе 4 года, а другу Ваське – завтра 5; прошлым летом рост был 111 см, а сейчас уже 114; утром было 9 блинчиков, а после того как позавтракал папа, осталось 2. Сравнение – один из эффективнейших способов обучения дошкольника вычитанию и сложению.

  5. Стройка века. Конструктор и кубики – незаменимые помощники в обучении.

    Сколько стен у домика – 4, сколько этажей будем строить – 2, сколько окон на одной стене – 3, сколько фигурок поместится в одной комнатке – 5, и так далее.

Для закрепления и упорядочивания новых знаний можно купить дидактические материалы, применяемые в дошкольных учреждениях.

Развесив таблицы на стенах в детской, время от времени обращайте на них внимание малыша. Не заставляйте, не настаивайте и уж точно не наказывайте, если вдруг чего-то не знает, не помнит, не понимает. Еще раз: всему свое время. Визуальный контент поможет, если мама будет вести себя как мама, а не как строгий учитель.

Вспомогательный материал

Дошкольника легко научить считать, если купить:

  • пазлы наподобие «Я считаю», «Математика», «Цифры» и т.д.;
  • умные кубике в картонном поддончике;
  • математические настольные игры;
  • обучающий набор с магнитной доской;
  • игры с прищепками;
  • сундучок с IQ-играми и многое другое.

В онлайн-каталоге Mamsy широкий ассортимент обучающих игрушек от лучших производителей. Абсолютно вся продукция качественна и безопасна. Игры соответствуют возрасту и способствуют раннему развитию малышей. Какой бы способ обучения счету вы не выбрали – в Мамси есть то, что поможет сделать это весело, увлекательно, в игровой форме.

Стимулируем, поощряем, хвалим

Каждый новый шаг, каждый новый уровень, каждое новое достижение заслуживает наивысшей оценки. Лучший способ поощрения – мамина похвала. Не игрушки, сладости, поход в игровой центр – а именно похвала, улыбка, поцелуй. Не приучайте с маленького возраста к материальным вознаграждениям.

Став школьником, карапуз затребует «плату» за оценки. Лучший вариант стимулировать малыша – нарисовать красочную таблицу со ступенями и отмечать каждый новый виток в развитии количеством звездочек.

Кстати, это еще один способ научить считать: сегодня ты на первой ступеньке, сейчас – на третьей, доберешься до десятой и будешь уметь считать как взрослый!

Научите малыша любить цифры, и он удивит вас стремительным прогрессом.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/sposoby-obucheniya-rebenka-schetu/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: