Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

Содержание
  1. Особенности назначения административного наказания без составления протокола, Комментарий, разъяснение, статья от 26 декабря 2016 года
  2. Случаисоставления и случаи не составления протокола
  3. Управление незарегистрированным транспортным средством или безтехосмотра
  4. В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении
  5. Нарушение закона
  6. Кто имеет право составлять
  7. Роспотребнадзор
  8. Гибдд
  9. Таможня
  10. Полиция
  11. ФССП
  12. Налоговая служба
  13. Как следует обжаловать постановление?
  14. Кто имеет право на обжалование
  15. Основания
  16. Сроки для написания жалобы
  17. Куда обращаться для обжалования ПоАП
  18. Как получить копию
  19. Образцы на обжалование
  20. Заключение
  21. Когда составляется протокол об административном правонарушении
  22. Основания для составления протокола об административном правонарушении
  23. Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении
  24. Порядок составления протокола об административном правонарушении
  25. Срок составления протокола об административном правонарушении
  26. Образец составления протокола об административном правонарушении
  27. Когда не нужен акт об административном правонарушении
  28. Резюме
  29. Как составляется протокол об административном правонарушении? – Информационно правовой портал
  30. Особенности составления административных протоколов
  31. Правила составления протокола
  32. Составление протокола административного правонарушения: основания и порядок
  33. В каких случаях составляется протокол
  34. Порядок и правила составления административных протоколов
  35. Как выглядит и оформляется
  36. Может ли водитель оспаривать протокол
  37. Что можно предпринять на месте
  38. После его оформления в суде
  39. Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа
  40. и структура протокола об административном правонарушении
  41. Порядок составления протокола

Особенности назначения административного наказания без составления протокола, Комментарий, разъяснение, статья от 26 декабря 2016 года

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

Для многих физических июридических лиц наложение административного наказания, в частности,штрафа, связано с составлением протокола. Однако не все знают, чтождать протокола нужно не всегда, если это касается административныхнарушений физических лиц.

Случаисоставления и случаи не составления протокола

Протокол представляетсобой акт, который составляется должностными лицами. Протоколудостоверяет те или иные события.

Протоколы возможноразделить на два вида:

-судебные;

-административные.

ВКоАП РФ определены требования кпротоколу об административном правонарушении (статья28.2 КоАП РФ).

В протоколе отражаются:

-дата и место его составления,

-должность,

-фамилия и инициалы лица, составившего протокол,

-сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении,

-фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей ипотерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие,

-место, время совершения и событие административногоправонарушения,

-объяснение физического лица или законного представителяюридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иныесведения, необходимые для разрешения дела.

Протоколы обадминистративных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицамиорганов, уполномоченных рассматривать дела об административныхправонарушениях.

Согласно статье28.6 КоАП РФ протокол может не составляться, еслинепосредственно на месте совершения физическим лицомадминистративного правонарушения уполномоченным на то должностнымлицом назначается административное наказание.

Наказания могут быть двухвидов:

-предупреждение;

-административный штраф.

Вэтом случае сразу выносится постановление по делу обадминистративном нарушении. Постановление должно содержатьследующие реквизиты:

1) должность, фамилия,имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и составколлегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и месторассмотрения дела;

3) сведения о лице, вотношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства,установленные при рассмотрении дела;

5) статья КоАП РФ, предусматривающаяадминистративную ответственность за совершение административногоправонарушения, либо основания прекращения производства поделу;

6) мотивированное решениепо делу;

7) срок и порядокобжалования постановления.

Копия постановлениявыдается под расписку лицу – правонарушителю.

Копия постановления такжеможет быть выдана потерпевшему по его просьбе.

Если лицо отказывается отполучения копии, она высылается по почте заказным письмом. Срокнаправления почтового отправления – 3 дня со дня вынесенияпостановления.

Вслучае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении, оспаривает наличие событияадминистративного правонарушения и (или) назначенное емуадминистративное наказание, составляется протокол обадминистративном правонарушении. Конституционный суд в Определении Конституционного Суда РФ от02.07.2015 N 1536-О “По запросу Димитровского районного суда городаКостромы о проверке конституционности частей 1 и 2 статьи 28.6Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях” подтвердил законность составленияпостановления без протокола, что, по мнению Конституционного суда,не нарушает права граждан на судебную защиту.

Чаще всего к случаямсоставления постановлений о назначении административныхправонарушений без протоколов относятся ситуации в отношенииуправления автотранспортными средствами и нарушения ПДД.

Управление незарегистрированным транспортным средством или безтехосмотра

Одним из оснований дляналожения административного штрафа без составления протоколаявляется управление автотранспортным средством:

-не зарегистрированным в установленном порядке;

-не прошедшим государственного технического осмотра или техническогоосмотра.

Таблица

Административная ответственность за управлениенезарегистрированным транспортным средством или без техосмотра(статья12.1 КоАП РФ)

Пункт КоАП РФНарушениеШтрафныесанкции
П.1ст.12.1КоАП РФУправление транспортнымсредством, не зарегистрированным в установленном порядкевлечет наложениеадминистративного штрафа в размере от 500 до 800 рублей
П.1.1ст.12.1 КоАП РФПовторное совершениеадминистративного правонарушениявлечет наложениеадминистративного штрафа в размере 5000 рублей или лишение правауправления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев
П.2ст.12.1КоАП РФУправление легковым такси,автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованнымдля перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь(кроме места для водителя), специализированным транспортнымсредством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасныхгрузов, которые не прошли государственный технический осмотр илитехнический осмотрвлечет наложениеадминистративного штрафа в размере от 500 до 800 рублей

Что являетсядоказательствами данного правонарушения?

-фиксация с применением технических средств, имеющих функции фото- икиносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки,видеозаписи;

-сообщение или заявление собственника (владельца) транспортногосредства данных о том, что в момент фиксации административногоправонарушения транспортное средство находилось во владении или впользовании другого лица.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420388965

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

При нарушении физическим или юридическим лицом законов РФ, не связанных с уголовно наказуемыми деяниями, должностное лицо имеет право на открытие гражданского дела, это должно быть подтверждено или протоколом об административном правонарушении или постановлением.

Порядок обжалования и подачи возражения с целью возвращения репутации. Пример отзыва или отмены решения суда.

При составлении обоих документов нарушителю (или подозреваемому в нарушении гражданину) должно быть сказано, что именно он нарушил, и какое наказание ему за это грозит.

Нарушение закона

Протокол об административном правонарушении создается должностным лицом при обнаружении факта, в котором имеется состав нарушения, регламентируется статьей 28.2 КоАП (кодекса об административных правонарушениях РФ). Это документ, который допускается обжаловать, если нарушитель не сомневается в своей правоте.

Постановление, заполняемое должностным лицом, фиксирует не только событие, являющееся нарушением закона, но и подтверждает согласие нарушителя с тем, что он действительно допустил это действие и готов выплатить штраф или понести наказание другим способом.

Таким образом, если виновник не считает себя виноватым в совершении административного правонарушения и не готов согласиться с определенным ему штрафом или иным наказанием, отказался от решения проблемы на месте, в этом случае должностное лицо должно составит протокол об административном правонарушении (ПоАП).

Кто имеет право составлять

Заполнять протокол может федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в конкретной области, точнее – его сотрудники, имеющие допуск к данному действию.

Бланк ПоАП (протокола об административном правонарушении) утвержден приказом ФССП (служба судебных приставов) России от 11.07.2012 N 318 в приложении N 134.

Роспотребнадзор

Сотрудники имеют право составлять протокол, если нарушены права потребителя или в тех случаях, когда производитель, продавец нарушают прочие действующие законы, связанные с производством товаров на территории РФ, их продажей.

Стоит отметить, что плановые проверки не допускается производить внезапно – об этом администрация проверяемого заведения должна быть уведомлена любым доступным способом, например, можно использовать СМИ.

При несоблюдении этого правила пострадавший имеет право опротестовать протокол об административном правонарушении, а также выданное ему предписание, при составлении этих документов

Важно! Внезапные ревизии допустимы лишь тогда, когда уже было определено какое-либо нарушение, а нарушившему гражданину (юридическому лицу) проверяющий выдал требование об устранении данного нарушения в течение конкретного срока или имела место жалоба на нарушение прав граждан в данном заведении.

Гибдд

Сотрудники дорожной службы отвечают за безопасность дорожного движения, поэтому протоколы, составляемые ими, оформляются на участников дорожного движения, которые не выполняют соответствующие правила (ПДД РФ).

Таможня

При транспортировке грузов за пределы РФ или в Россию, следует руководствоваться Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации«. Несоблюдение его может повлечь наказание, которое фиксируется сотрудниками таможенных органов при составлении соответствующего протокола (или постановления).

Полиция

КоАП РФ дает возможность оформления ПоАП сотрудниками полиции в тех случаях, когда не было существенной угрозы для прочих граждан или иных причин для возбуждения уголовного дела.

ФССП

Судебные приставы должны руководствоваться частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ при составлении ПоАП.

Это может быть связано как с самим фактом нарушения законодательных актов, так и с сообщениями со стороны других граждан.

При знакомстве с заполненным бланком ПоАП виновник (или подозреваемый в нарушении) может разместить там все, что считает необходимым и существенным на момент оформления, но в пределах законов Российской Федерации.

Налоговая служба

По определенным правонарушениям инспекторы способны привлечь к административной ответственности должностных лиц юридической структуры (руководителя, его заместителя, главного бухгалтера). Например, это относится к таким нарушениям, как несоблюдение срока подачи налоговой документации (ст. 15.5 КоАП РФ) или несоблюдение сроков регистрации в налоговых органах (ст. 15.3 КоАП РФ).

Как следует обжаловать постановление?

Составление протокола связано с соблюдением необходимых формальностей, которые указаны в ч. 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

документа:

  • дата и место создания ПоАП;
  • ФИО и должность заполнявшего человека;
  • сам факт (причина) составления;
  • сведения о нарушителе;
  • показания пострадавших (при наличии таковых);
  • данные свидетелей, информация о них.

Важно: свидетели должны поставить свои подписи в протоколе, а виновник (или подозреваемый) имеет право отказаться, это не будет влиять на ход процедуры.

В некоторых случаях закон обязывает обеспечить присутствие понятых:

  • при задержании виновника;
  • личный досмотр, досмотр персонального транспорта;
  • изъятие вещественных доказательств, в том числе – документов;
  • отстранение от управления ТС;
  • проверка водителя на трезвость в месте составления ПоАП;
  • задержание или арест ТС;
  • внешний осмотр места совершения правонарушения.

Вместо привлечения понятых, возможно ведение видеозаписи.

Кто имеет право на обжалование

Если гражданин, которому инкриминируется совершение правонарушения, не готов согласиться с решением должностного лица, он вправе опротестовать ПоАП.

Внимание: сам протокол (процессуальный документ) лишь фиксирует факт нарушения, не делая подозреваемого автоматически виновным. Итоговым документом, определяющим вину, является либо постановление суда, либо вердикт других уполномоченных органов власти (например, представителей полиции).

Кроме подозреваемого опротестовать ПоАП имеют возможность:

  • прокурор;
  • потерпевшие;
  • поверенные юр/физ лица;
  • представитель главы государства РФ, отвечающий за защиту прав бизнесменов.

Основания

Протокол возможно опротестовать, когда заявитель считает, что:

  • не было самого факта противоправного действия;
  • в протоколе содержатся неактуальные или неточные данные;
  • была нарушен процесс создания протокола.

Сроки для написания жалобы

Срок для опротестования ПоАП ограничивается 10 сутками с момента составления протокола. В некоторых случаях суд может пойти навстречу и, при некоторых уважительных причинах, может рассматривать ходатайство после истечения десяти дней.

Куда обращаться для обжалования ПоАП

Законодательством РФ не рассматривается процедура обжалования ПоАП, вследствие чего особые сроки возможности оспорить этот документ явно не приведены.

Обжаловать можно, например, до вынесения акта постановления. Это делается до начала рассмотрения проблемы в суде (по существу), поскольку пункт 2 ст. 29.9 закона No 195-ФЗ не допускает возможности выполнить определение по возврату документов на доработку для их корректировки (пункт 4 Постановление 5).

Справка: субъект РФ имеет право попросить перенести рассмотрение своего дела в суд, который находится рядом с тем местом, где он живет.

В процессе подготовки к изучению спорного случая может быть инициировано постановление о возврате неверно заполненных документов (это может касаться и протокола, и прикрепленных к нему сведений) должностному лицу или органу, который их составил (в соответствии с п. 4 ст. 29.4 КоАП РФ). Это может позволить гражданину, в отношении которого заполнен ПоАП, воспользоваться выигранным дополнительным временем для обеспечения своей защиты.

Постановление по делу о нарушении норм административного законодательства по закону не может быть выпущено после двух календарных месяцев (или трех, если постановление по делу принимается в судебной инстанции) после совершения такого деяния (что определено в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также есть возможность изучить ПоАП и найти ошибки в нем. В ходе изучения дела члены суда также могут обнаружить нарушения процессуальных требований, которые могли быть допущены при создании ПоАП.

В тех случаях, когда судья на основании имеющейся информации при просмотре дела найдет нарушения, допущенные при заполнении ПоАП (например, внесено изменение), документ, как правило, признают ничтожным, то есть не имеющим юридической силы и может быть вынесен вердикт о закрытии производства по данному делу.

Прошение относится в судебную инстанцию или вышестоящему должностному лицу того органа, чей сотрудник заполнял ПоАП. Оспорить этот документ можно в вышестоящем суде, куда нижестоящая инстанция должна отправить документацию по делу в срок трех дней с момента обращения заинтересованного лица.

Требование на пересмотр вердикта суда, протокола об административном аресте направляется в вышестоящий суд в тот же день, когда оно было получено.

В тех случаях, когда решение проблемы не может быть реализовано судьей или должностным лицом, то прошение и все приложенные к нему бумаги отправляются в суд следующей инстанции  (более высокой по рангу), причем в срок не более 3 рабочих дней после принятия решения должностным лицом.

Административные жалобы не требуют уплаты государственной пошлины.

Как получить копию

Копия ПоАП отдается гражданину, в отношении которого он составляется, в любом случае. В бланке присутствует графа с пометкой «копию протокола получил», в которой должна стоять подпись подозреваемого в нарушении.

Образцы на обжалование

ПоАП заполняется на бланке с двух сторон. Важно отметить присутствие пункта «протокол подписать отказался» и графу, где требуется отметить причины этого.

Не допускается внесение исправлений после того, как были поставлены подписи виновника, понятых и свидетелей.

Заявление на обжалование пишется в свободной форме, для них разработан общий регламент, требуется указать:

  • наименование, номер ПоАП;
  • дату его создания;
  • данные о просителе (то есть о себе);
  • должность и ФИО составителя;
  • подробности о событиях, которые вызвали спорную ситуацию;
  • возможно приведение ссылок на нормативные акты РФ;
  • просьба отменить протокол об административном правонарушении;
  • дата и подпись.

К жалобе могут быть прикреплены различные доказательства – документация, видеозаписи, данные независимых экспертов, бухгалтерские и прочие документы, то есть все, что касается данного спорного случая.

Могут быть заявлены и другие ходатайства – об истребовании доказательств, если заявитель и его представители не в состоянии сделать это самостоятельно.

Заключение

Важно! Процесс обжалования ПоАП не регламентируется в рамках законодательства РФ.

Иногда эта процедура сводится к нахождению конкретных промахов должностного лица, допущенных при составлении ПоАП, иногда нарушаются процессуальные требования, применяемые к созданию этого документа.

Обжалование протокола представляется возможным начала рассмотрения дела.

Post Views: 10

Источник: https://autopravo.club/aministrativnoe/oformlenie-dokumentov/protokol-o-pravonarushenii/

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.

Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение.

Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания.

Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами.

Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/kogda-sostavliaetsia-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-5be91b8d0b9cad00aa109989

Как составляется протокол об административном правонарушении? – Информационно правовой портал

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

​Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется в течение первых минут или часов после выявления проступка, т.е. немедленно. В исключительных случаях допускается провести дополнительную проверку, что увеличивает разрешенный срок оформления протокола до 2-х суток. Оформление протокола по истечении этого времени является нарушением КоАП РФ.

Особенности составления административных протоколов

Оформление процессуальных протоколов предусмотрено КоАП РФ для фиксации всех обстоятельств проступка. По этому документу наказание не назначается, так как протокол будет рассматриваться по существу.

Для отдельных видов нарушений допускается составление постановлений одновременно с протоколом, либо вместо этого документа (например, за нарушение ПДД, выявленного камерами фотофиксации, вместо протокола сразу оформляется постановление).

Выделим ключевые особенности, по которым проходит составление протокола об административном правонарушении:

  • полномочиями по оформлению протоколов наделяются должностные лица или органы, указанные в КоАП РФ (например, сотрудники ГИБДД, Роспотребнадзор, налоговый орган и т.д.);
  • протокол должен оформляться незамедлительно после выявления проступка (например, сразу после выявления нарушения ПДД инспектор ГИБДД должен приступить к составлению документа);
  • ст. 28.5 КоАП РФ позволяет продлить срок составления бланка до 2-х суток, если нужно установить данные о нарушителе (например, если виновный водитель скрылся с места нарушения ПДД).

В содержании протокола будут отражены все обстоятельства проступка. Естественно, для каждого состава, указанного в КоАП РФ, перечень таких обстоятельств будет разным.

В составлении протокола будут принимать участие:

  1. непосредственно должностное лицо или орган, наделенные полномочиями по КоАП РФ;
  2. нарушитель (гражданин, должностное лицо, предприятие или ИП);
  3. понятые, если их участие обязательно при выявлении и закреплении нарушения;
  4. свидетели, чьи показания будут впоследствии использоваться для рассмотрения дела по существу.

От правильности заполнения бланка зависит, будет ли нарушитель привлечен к административной ответственности, либо сможет избежать наказания.

Также по теме:   Обязательно ли признание вины в Европротоколе?

Правила составления протокола

Хотя содержание протоколов будет существенно отличаться для разных видов нарушений, в КоАП РФ регламентирован единый порядок их заполнения. Этот порядок заключается в следующем:

  1. протокол составляется на месте обнаружения проступка;
  2. для заполнения используется официальная форма бланка;
  3. в тексте документа отражается дата, время и место нарушения;
  4. свои данные в протоколе обязано заполнить должностное лицо, уполномоченное на такие действия;
  5. сведения о нарушителе вписываются с данных его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (если паспорта нет, либо виновный неизвестен, в течение 2-х суток эта информация будет уточняться);
  6. все обстоятельства проступка со ссылкой на конкретный состав КоАП РФ (возможен вариант, когда в одном протоколе будут отражены сведения сразу о нескольких составах КоАП РФ);
  7. перечень документов и доказательств, подтверждающих факт проступка и виновность нарушителя.

Правонарушитель, участвующий в составлении протокола, вправе не только знакомиться с содержанием документа, но и вносить замечания и дополнения, лично вписывать пояснения или указывать на несогласие с фактом проступка.

Отказать в реализации таких прав нельзя, так как это повлечет процессуальное нарушение и признание протокола недействительным.

Нарушитель вправе отказаться от дачи пояснений без указания причин. О таком факте делается соответствующая отметка.

При заполнении бланка может участвовать защитник, так как пользоваться его услугами нарушитель может сразу после начала административной процедуры.

В большинстве случаев протокол будет направлен на рассмотрение по существу в адрес уполномоченного органа или должностного лица. Для этого в документе отражается время и место рассмотрения дела, в том числе судебный орган. Нарушитель может не присутствовать при последующем разбирательстве, однако это гарантировано повлечет наказание.

Нарушителю протокол обязаны выдать сразу после его составления. Если документ составляется в течение 2-х суток, за документом можно подъехать в уполномоченный орган.

Источник: https://advokat-vip.ru/kak-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Составление протокола административного правонарушения: основания и порядок

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

При  совершении правонарушений, подпадающих под действия КоАП, провинившимся гражданам грозит привлечение к административной ответственности. К документам, фиксирующим характер допущенного нарушения, по закону относится протокол. Когда оформляется административный протокол и порядок его составления, расскажем далее.

В каких случаях составляется протокол

Согласно положениям статьи 28.2 КоАП протокол относится к процессуальным документам, отражающим характеристики совершенного автовладельцами (иными лицами) нарушения и сведения о самом нарушителе. Следовательно, основанием для его оформления служит совершение какого-либо нарушения административного характера.

Из этого общего правила предусматриваются определенные исключения. Кодексом допускаются случаи назначения наказаний без составления протокола (ст. 28.6). К их числу относятся:

  • возбуждение дела об административном правонарушении прокурором;
  • назначение инспектором на месте наказания в виде предупреждения или штрафа, если нарушитель не оспаривает данный факт;
  • при обнаружении нарушения в сфере дорожного движения, благоустройства территории с помощью камер и иных специальных автоматических устройств.

Во всех остальных случаях составление этого документа является обязательным. Инспектор ГИБДД должен оформить его в соответствии со всеми требованиями Кодекса, а нарушитель вправе знакомиться с его содержание и вносить свои замечания.

Порядок и правила составления административных протоколов

Этот процессуальный документ должен составляться незамедлительно при выявлении инспектором нарушения. Место составления протокола при этом признается местом обнаружения нарушения.

В некоторых случаях допускается более поздние сроки оформления документа. Если требуется выяснить еще какие-либо сведения о лицах, в отношении которых возбуждено дело, его составление откладывается на пару дней.

При необходимости проведения расследования, протокол делается после его окончания.

Оформлять административные протоколы вправе определенный круг должностных лиц, перечисленных в главе 23 Кодекса. В их число входят и органы полиции в том числе, дорожной.

Протокол административного правонарушения должен содержать следующие сведения:

  • дата документа, а также место его составления;
  • ФИО, а также должность сотрудника полиции (иного лица), оформившего бумаги;
  • ФИО, адрес, личные данные гражданина, совершившего нарушение;
  • наименование организации, данные ее сотрудника, совершившего нарушение, руководителя;
  • о свидетелях, а также потерпевших (при наличии);
  • о самом правонарушении, его месте, времени и характере;
  • статья кодекса, по которой привлекается нарушитель;
  • объяснения нарушителя, представителя юридического лица.

Во время оформления этого документа гражданам-нарушителям или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права. Отметка об исполнении этого требования делается в самом заполняемом инспектором документе. Несоблюдение этого правила будет считаться нарушением.

Нарушитель вправе ознакомиться с составленным инспектором документом. Рекомендуется внимательно изучать все записи, поскольку найденные нарушения могут впоследствии повлиять на возможность оспаривания протокола. При наличии возражений гражданин может отказаться от его подписи или отразить в нем свои доводы.

Копия протокола должна быть вручена нарушителям или их представителям, а также пострадавшим от совершенного деяния лицам. Если протокол составляется позже или указанные лица не присутствовали при его оформлении, он направляется им в трехдневный срок по почте.

Как выглядит и оформляется

Поскольку административные протоколы составляют разными органами и лицами, то единой для всех формы нет.

Работники ГИБДД делают запись о нарушениях и нарушителях по определенным правилам на утвержденном бланке. Его рекомендованный образец содержится в приложении к Административному регламенту для ГИБДД (утв. Приказом МВД от 23.08.17).

В документе должны быть разборчиво заполнены все графы. При его заполнении желательно избегать исправлений и зачеркиваний. Если они все-таки есть, то должны заверяться подписью оформляющего лица.

После внесения всех данных, документ подписывается составившим его лицом, самим нарушителем, а также понятыми (при их присутствии).

В некоторых случаях протокол ДПС должен оформляться при участии понятых. К примеру, если осуществляется задержание, досмотр вещей, машины нарушителя, производится их изъятие. При этом, когда во время оформления бумаг ведется видеозапись, то искать понятых необязательно.

Понятыми могут выступать любые лица, достигшие совершеннолетнего возраста и не имеющие заинтересованности в деле. Требуется присутствие в этом качестве не менее двух человек. В документы вносятся все данные о привлеченных понятых.

Может ли водитель оспаривать протокол

Далеко не все автолюбители согласны с предъявляемыми инспекторами требованиями.

Многие считают, что незаконно признаются нарушителями, поэтому желают оспорить их действия, а также составленные инспектором документы. Но даже тем, кто не любит спорить, стоит внимательно читать оформляемые инспекторами бумаги.

У многих возникает резонный вопрос, как обжаловать протокол ГИБДД. По законодательству, процедуры обжалования именно протокола не предусмотрено.

Автовладельцы могут лишь делать свои замечания, отказываться от подписания. А оспаривать фактически можно либо действия сотрудников ГИБДД, либо уже постановление, которым производится оформление административного правонарушения.

Что можно предпринять на месте

Сразу на месте после заполнения бланка физическому лицу или законному представителю юр. лица должны дать возможноть ознакомиться с документом. Они вправе вносить в специальный раздел свои пояснения и возражения. Если их много, то допускается записывать текст на отдельном листе, а потом прикладывать к протоколу.

При несогласии с версией происшествия, указанной инспектором, водитель вправе не подписывать документы. Кроме того, он может делать свои записи, вести видеосъемку, искать очевидцев. Все это впоследствии поможет ему обжаловать вынесенное по административному делу постановление.

После его оформления в суде

Обжалование протокола ГИБДД, как отдельного документа, законодательством сегодня не предусматривается. Нарушитель может оспаривать сам факт привлечения его к ответственности.

При этом он вправе оспаривать и сведения, записанные в этом документе. Это допускается и тогда, когда он был подписан без каких-либо замечаний. Автовладелец может предоставлять доказательства, доказывающие его правоту. Это могут быть письменные бумаги, показания свидетелей, видеозаписи.

Если возбуждено дело об административном правонарушении, а водитель с ним не согласен, он вправе пожаловаться в суд.

Предметом его жалобы могут служить неправильно составленные документы, отсутствие факта нарушения, иные доводы, указывающие на незаконность возбужденного дела. Главное, чтобы все эти доводы были подтверждены соответствующими доказательствами.

Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? В каких случаях наказание не предусмотрено

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования протокола и базовые условия его составления.

и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ.

Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что перечисленные здесь сведения являются обязательными. Их отсутствие делает протокол недействительным.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции.

Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении.

Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст. 28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью должностного лица и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей ссылке.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол.

Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.

6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: