Мвд о концепции уголовной политики. Концепция уголовно-правовой политики российской федерации. Увести следователя от обвинения

России нужен криминальный прогноз

Мвд о концепции уголовной политики. Концепция уголовно-правовой политики российской федерации. Увести следователя от обвинения

Эксперты предлагают вернуться к модели, когда следователь по уголовным делам сосредотачивался на исследовании обстоятельств, а обвинение формировал прокурор. В Совете Федерации пятого апреля обсудили возможные пути совершенствования и ориентиры уголовного права до 2025 года.

Гуманное уголовное право

Уголовный кодекс РФ вступил в силу с января 1997 года. За 20 лет в него внесли около тысячи поправок.

Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, нельзя сказать, что эти изменения укладываются в какую-либо концепцию.

 Принимались они зачастую на злобу дня, что в уголовном праве приводит к опасным последствиям — за схожие по степени опасности преступления могут применять совершенно разные меры пресечения.

Открывая публичную дискуссию о концепции уголовной политики России, Клишас подчеркнул — в дальнейшем все реформы уголовного законодательства должны осуществлять в строгом соответствии с той политикой, которая будет установлена государством.

Андрей Клишас. Фото пресс-службы Совета Федерации

Первые предложения о «дорожной карте» уголовной политики на ближайшие восемь лет изложены в докладе, подготовленном экспертами под эгидой Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

Один из авторов работы, доктор юридических наук, профессор НИУ ВШЭ Геннадий Есаков отметил, что первым ключом к решению проблем уголовного права являются нестабильные и неясные правила игры, особенно в судах.

8-е место в мире занимает Россия по количеству заключённых на сто тысяч населения

«Мы наблюдаем разорванность между ключевыми «игроками» на правовом поле — законодателей, правоприменителей, научного сообщества. Показательный пример: когда изменения в УК принимаются даже на фоне резких замечаний Верховного суда России», — сказал эксперт.

Есаков считает, что уголовная политика у нас «объективно отсутствует» — отсюда и хаотичное внесение поправок в законодательство, и кризис криминологической науки.

Некоторые политики и правоведы предлагают решать вопрос радикально — принимать новый Уголовный кодекс. Однако авторы доклада уверены: необходимости в такой масштабной реформе нет — убирать нестыковки надо путём «точечной» модернизации существующего кодекса.

В частности, устранять некоторые перекосы, например в карательной политике государства.

Исследования учёных, к которым апеллируют эксперты и авторы доклада, показывают: излишне суровые меры наказания, многократные и длительные сроки содержания под стражей нередко приводят к обратному эффекту — к рецидивам преступлений, которые в России составляют, по официальным данным, до 40 процентов случаев.

А свыше 60 процентов осуждённых находятся в зоне «криминологического невозврата» — то есть это люди, которые потеряли способность в ресоциализации (речь прежде всего идёт о возвращении их в поле правового поведения) .

Парламентские слушания «Уголовная политика – дорожная карта (2017 – 2025 годы)».

Фото пресс-службы Совета Федерации

Эксперты центра Алексея Кудрина также наметили три направления, по которым нужно идти в модернизации уголовного права. Первое — гуманизация наказаний к лицам, совершивших преступление впервые, без насилия и без злого умысла. Аргумент — это сократит «тюремное население» в России.

Второе — сужение уголовно-правового поля. Третье — новый подход, по  которому государство не может применять репрессии на любое преступление.

Менять ситуацию, по мнению авторов доклада, надо потому, что наблюдается явный дисбаланс санкций, которые выписывают преступникам суды.

Например, по статье о превышении полномочий 75 процентов осужденных получают наказание по «нижней планке», а по статьям по нарушению правил дорожного движения тренд колеблется в сторону более строгих пределов.

Увести следователя от обвинения

Доклад экспертов ЦСР получил большую порцию критики от учёных и правоведов.

Уполномоченный по правам человека в России, доктор юридических наук Татьяна Москалькова отметила, что труд должен быть дополнен анализом и предложением в области уголовно-процессуального права — только тогда этот труд может претендовать на то, чтобы быть представленным президенту в качестве концепции уголовной политики.

По данным омбудсмена, вопросы, касающиеся уголовных дел, занимают первое место в общем объёме обращений граждан к уполномоченному по правам человека.

Всего таких обращений в прошлом году было 13 366: на первом месте нарушения в области вынесения справедливых приговоров, на втором месте  — нарушения в ходе следствия, на третьем  — отказ в возбуждении уголовного дела.

Татьяна Москалькова. Фото пресс-службы Совета Федерации

«Сегодня накоплен богатейших опыт, который позволяет сказать — УК и УПК РФ требуют новых концептуальных подходов. Моё мнение, как учёного, — в действующей уголовно-процессуальной модели есть несколько крупномасштабных проблем», — заявила она.

Среди них Москалькова назвала наличие стадии возбуждения уголовного дела. Введённая в 1937 году, она постепенно превратилась в процессуальное действие, увеличилась по срокам (до 30 суток) и потеряла своё первоначальное значение.

«Ряд стран уже отказались от этой стадии», — заметила Москалькова. Также среди ключевых проблем она выделила то, что  следователь отнесён к стороне обвинения и в такой ситуации неизбежен обвинительный уклон работы. В связи с этим она предложила вернуться к модели, когда следователь исследовал обстоятельства, а обвинение формулировал прокурор.

Также, по мнению Москальковой, не выдерживает критики та глава УПК России, согласно которой несколько миллионов граждан России получают такой иммунитет, которого не имеют граждане ни одной страны мира. «Следователь не должен стоять на коленях перед Госдумой или судом, чтобы снять иммунитет с депутата или судьи», — убеждена уполномоченный по правам человека в России.  

Дискуссию продолжат осенью

Строго в отношении высказались представители МВД (указано на противоречие в представленных предложениях) и Следственного комитета России (обращено внимание на то, что никак не упоминаются сразу несколько ключевых сфер, включая правоприменительную политику) — по их мнению, доклад экспертов ЦСР не может рассматриваться как «дорожная карта» уголовной политики до 2025 года. Того же мнения придерживаются и представители науки — они обратили внимание на «сырость» представленных инициатив по реформированию уголовного права.

От них прозвучали и конкретные предложения, что должно стать структурными элементами «дорожной карты». По мнению профессора кафедры уголовного права МГЮА Валерия Цепелева, ими должны стать: во-первых, уголовно-правовой мониторинг законов.

Во-вторых, анализ криминальной ситуации и прогноз её развития в России (это компенсирует кризис криминологической науки). В-третьих, подготовка к изменению законодательства — что и как нужно менять.

В-четвёртых, комплексная экспертиза решений по изменению законов (надо или нет?).

Глава ЦСР Алексей Кудрин отреагировал на критику сдержанно: он отметил, что представление доклада имело целью начать серьёзную дискуссию об уголовной политики, и эта цель достигнута.

«Абсолютно уверен, что накопившиеся противоречия в уголовном праве мешают социально-экономическому развитию страны. Они вызывают недовольство и беспокойство, и нам надо их решать.

На площадку Совета Федерации мы можем привлечь разные силы — уверен, что нам надо завершить эту работу, пройдя круги дискуссий», — считает российский политик.

Андрей Клишас, в свою очередь, поделился планами на будущее — в дальнейшем его комитет планирует провести следующий раунд дискуссии осенью. До этого времени эксперты смогут поработать и обслужить это с коллегами из академического сообщества.

Источник: https://www.pnp.ru/politics/2017/04/06/rossii-nuzhen-kriminalnyy-prognoz.html

Уголовно-процессуальная политика

Мвд о концепции уголовной политики. Концепция уголовно-правовой политики российской федерации. Увести следователя от обвинения

Современное государство представляет собой сложное многоуровневое социальное образование, призванное обеспечивать всестороннюю защиту индивидуальных и коллективных прав и законных интересов, в том числе от любого рода противоправных посягательств.

При этом соответствующая деятельность реализуется не стихийно, а в рамках научно-обоснованных и воплощенных в нормах действующего законодательства правовых политиках, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие общественно-опасных деяний, и привлечение виновных лиц к установленному виду юридической ответственности.

Важным компонентом рассматриваемой деятельности, выступает непосредственное применение норм уголовного законодательства в процессе деятельности компетентных органов государственной власти – в первую очередь правоохранительных органов и органов судебной системы, которое в наиболее общем виде воплощено в содержании государственной уголовно-процессуальной политики:

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Определение 1

Уголовно-процессуальная политика – это обособленное направление деятельности правотворческих и правоприменительных органов по выработке и применению форм реализации уголовно-правовых предписаний на всех этапах осуществления предварительного расследования и судебного разбирательства общественно-опасных деяний.

Иными словами, в рамках уголовно-процессуальной политики происходит выражение государственного отношения к расследованию преступлений и судебному рассмотрению уголовных дел.

В том числе, именно в рамках рассматриваемой политики происходит определение и юридическое закрепление принципов уголовного процесса, устанавливаются возможные формы и меры процессуального принуждения, назначения наказания, и т.д.

В этой связи представляется обоснованным вывод тех авторов, которые признают в качестве содержания уголовно-процессуальной политики государства «предвидение должной организации судопроизводства и стремление реализовать соответствующее предвидение».

Замечание 1

При этом применительно к характеристике рассматриваемой политики следует обратить внимание на то, что во многом она носит производный характер, поскольку находятся в непосредственной связи с началами уголовно-правового регулирования. В том числе в сфере вопросов квалификации общественно-опасных деяний, избрания видов и размеров уголовного наказания, учета смягчающих и отягчающих обстоятельств, и т.д.

Говоря о значении уголовно-процессуальной политики, следует отметить, что оно в первую очередь заключатся в повышении качества и эффективности противодействия преступным посягательствам, а также в содействии правильному и рациональному правоприменению в соответствующей сфере.

Принципы уголовно-процессуальной политики государства

Основополагающим компонентом уголовно-процессуальной политики любого государства выступает совокупность законодательно установленных принципов правоприменительной деятельности в сфере предупреждения, пресечения и расследования уголовно-наказуемых деяний – то есть принципов уголовного процесса.

В Российской Федерации соответствующие основные начала получили легальное закрепление в нормах Конституции РФ и гл. 2 Уголовно-процессуального кодекса.

Анализ из содержания позволяет, в наиболее общем виде, сделать вывод о том, что они отражают сущность и содержание уголовного процесса в целом, в том числе путем определения конкретных стадий, институтов, элементов правового статуса лиц, участвующих в уголовной судопроизводстве, и т.д.

В числе конкретных принципов уголовного судопроизводства следует выделять:

  1. Принцип законности, как требование точного и неуклонного соблюдения общеобязательных правил поведения всеми участниками уголовного процесса, в том числе компетентными органами государственной власти;
  2. Принцип осуществления правосудия только судом, в котором нашло свое отражение крайне важное начало уголовно-процессуальной политики, связанное с тем, что лицо может быть признано виновным и подвержено уголовному наказанию исключительно в результате вынесения обвинительного приговора суда;
  3. Принцип уважения чести и достоинства человека, обращающий внимание на недопустимость совершения в рамках процессуальной деятельности любых действий, которые каким-либо образом унижают честь и умаляют достоинство лица;
  4. Принцип неприкосновенности личности, жилища, и т.д., указывающий на то, что государство обеспечивает всестороннюю защиту основополагающим правам и законным интересам граждан, провозглашая недопустимость необоснованного лишения свободы человека, вторжения в его жилище, и т.д.;
  5. Принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым, каждый человек, подозреваемый или обвиняемый в совершении уголовного преступления, считается невиновным до вынесения обвинительного приговора суда. С данным принципом, получившим широкое распространение не только на уровне национального, но и международно-правового регулирования, вытекает правило о том, что любые сомнения в виновности лица, возникшие в ходе уголовного процесса должны трактоваться в пользу подозреваемого и т. д.

Современная уголовно-процессуальная политика Российской Федерации

Как было отмечено выше, наличие собственной научно-обоснованной уголовно-процессуальной политики характерно для любого государства, и Российская Федерация в этом отношении не является исключением. В отечественной правовой доктрине уделяется большое внимание разработке и анализу элементов соответствующей политики, в числе которых, в настоящее время принято выделять:

  • Наличие выработанной и законодательно закрепленной единообразной и достаточной для реализации уголовно-процессуальной деятельности нормативно-правовой базы;
  • Четкое определение круга правоохранительных органов и разграничение их полномочий и сфер компетенции, для целей предупреждения, раскрытия и разрешения уголовных дел;
  • Неуклонное соблюдение законности в уголовно-процессуальной деятельности всеми уполномоченными субъектами;
  • Экономия мер процессуального принуждения;
  • Развитие надгосударственного и международно-правового сотрудничества в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-processualnaya_politika/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: