Урок в музыкальной школе. Методика проведения фортепианного урока

Домашние занятия пианиста:как сделать работу дома праздником, а не наказанием? Из личного опыта учителя по фортепиано

Урок в музыкальной школе. Методика проведения фортепианного урока

Выполнения домашних занятий – это вечный камень преткновения между учителем и учеником, ребёнком и родителем.

Чего только мы не делаем, что бы усадить наших любимых чад за музыкальный инструмент! Одни родители обещают сладкие горы и увеселительное времяпрепровождение за компьютерной игрушкой, другие подкладывают конфетки под крышку, некоторые ухищряются закладывать денежку в ноты. Чего только не придумают!

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли когда-нибудь учителя музыки, что их работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего юного учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.

Ловлю себя на мысли, что надо устроить в школе выставку «ляпов» заданий учителей. Шедевров хватает! Например:

  • «Полифонизируй фактуру пьесы!»;
  • «Учи дома много раз без перерыва!»;
  • «Определи правильную аппликатуру и выучи!»;
  • «Разберись с интонацией!» и.т.д.

Вот и я представляю, как ученик садится к инструменту, открывает ноты и полифонизирует фактуру с интонацией и без перерыва!

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.

Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса. Все сначала объясняется на уроке, и только потом задаётся на дом.

Игра в редактора

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. (А рядовому ученику вообще нет разницы, по «чему» играть Баха – по Муджеллини, или Бартоку).

Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы

Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

Творческая редакция ученицы. Фото Е. Лавреновой.

  • 5 уроков на разбор и соединение двумя;
  • 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
  • 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

Синтез искусств и игра в исследователя

Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно.

 Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте.

Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.

Повторить 7 раз

Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Сколько играет ученик дома мне не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это заведомо обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и.т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день.

Цель занятий – не игра, а качество

Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Ритуал

Каждое занятие должно иметь три составляющие:

Рисунки к музыке. Фото Е. Лавреновой.

  1. развитие техники;
  2. закрепление пройденного;
  3. разучивание нового.

Приучите ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона и др.

Муза-вдохновительница

Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.

Музыка – это радость

Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, – это хобби и увлечение. Не нужно играть часами.

Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов.

Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.

Автор – Елена Лавренова 

(учитель ГУО «Детская школа искусств им. А. Богатырева г. Витебска)

Источник: https://music-education.ru/domashnie-zanyatiya-pianista/

Открытый урок в музыкальной школе

Урок в музыкальной школе. Методика проведения фортепианного урока

Урок – основная форма организации учебного процесса в музыкальной школе.В школе есть групповые занятия – сольфеджио, музыкальная литература, хор, оркестр. И есть индивидуальные занятия – так называемая специальность.

Это может быть обучение на каком-либо инструменте или занятие вокалом. По принципу индивидуального обучения проходят музыкально-исполнительские уроки.

Есть много форм проведения музыкально-исполнительского урока.

Эти формы применяются и в каждодневной практике преподавателей, и при проведении открытых уроков.

.

Давайте вспомним традиционные типы уроков:

.

— ознакомление с новой темой и усвоение новых знаний— усвоение навыков и умений— применение знаний, навыков и умений на практике— обобщение и систематизация знаний

— контроль и корректировка знаний, умений и навыков

.

Урок может быть:— комбинированный урок— тематический (моно урок)

Более распространены в музыкальной школе уроки комбинированные и тематические.

Комбинированный урок состоит из трех основных частей:

.

1 Проверка самостоятельной работы ученика:— контроль и оценивание выполнения домашнего задания по всем пунктам

— определение дальнейших задач в работе с учеником

.

2 Основная часть урока:— анализ игры ученика, выявление как положительного в исполнении, так и недочетов— определение дальнейших учебных задач— выявление причины неудачи и способов её преодоления— ознакомление с новыми знаниями, формирование новых игровых навыков и умений, усовершенствование и закрепление приобретенных навыков

— осмысление нового материала, систематизация знаний и умений

.

3 Подведение итогов и домашнее задание— выводы по достижению цели урока и решению поставленных задач— оценка работы ученика и его успехов

— домашнее задание, объяснение по самостоятельной работе над фрагментами музыкального произведения.

Домашнее задание базируется на принципах посильности и постепенного нарастания трудностей, анализа сложных отрывков в музыкальных произведениях и нахождения путей преодоления сложностей.

Моно урок, или тематический урок, посвящен решению одной задачи – работа над техникой, интонацией, фразировкой и так далее.
Приведем приблизительный перечень тематических уроков, темы которых могут рассматриваться и на открытых уроках.

Темы открытых уроков

1 –  Организация игрового аппарата у начинающих
2 –  Работа над штрихами
3 –  Работа над кантиленой
4 –  Работа над выразительными средствами музыки
5 –  Ритм – смысловая категория
6 – Работа над художественным образом произведения
7 – Использование межпредметных связей на уроке
8 – Формирование исполнительских навыков на начальном этапе обучения
9 – Музыкальное интонирование и проблемы интонации на соответствующем музыкальном инструменте
10 –Соответствие стиля исполняемой музыки и применяемых штрихов
11 – Музыкальное интонирование — результат осознания учащимся содержания произведения
12 – Взаимосвязь техники исполнения и музыкально-художественного воспитания ученика
13 – Проблемы педализации (для пианистов)
14 – Работа над звукоизвлечением
15 – Взаимосвязь звукоизвлечения с выполнением конкретных музыкально-художественных заданий
16 – Работа над развитием музыкального мышления
17 – Проблемы фактуры
18 – Работа над полифоническим произведением
19 – Работа над крупной формой
20 – Работа над целостностью формы и содержанием произведения
21 – Усовершенствование технического оснащения ученика

Планирование урока       

Преподавателю необходимо помнить, что время урока ограничено. И чтобы рационально и эффективно его использовать, следует тщательно спланировать ход урока.

.

При составлении плана урока следует:— Определить место конкретного урока в учебном процессе и его взаимосвязь с другими уроками— Выявить цель и содержание урока, определиться с формами проведения урока и методикой его проведения— Спланировать домашнее задание, которое может корректироваться в ходе урока

Решающим значением при планировании урока является анализ итогов предыдущих уроков.

.

При проведении урока преподаватель использует разнообразные методы обучения:

.

— словесное пояснение— показ-демонстрация (живое исполнение)— подпевание— дирижирование

— демонстрация того, как не следует играть

Наиболее распространенным, доступным и деятельным инструментом обучения является слово. Овладев этим инструментом, преподаватель делает доступным для ученика сложные понятия и идеи. Слово активизирует воображение и чувства учащихся, развивает их мышление.

С помощью слова учитель может раскрыть содержание произведения и закономерности музыкально-исполнительского искусства. Объяснить принципы постановки исполнительского аппарата и суть технического приема, выявить недочеты в исполнении и выявить пути решения проблемы.

Речь преподавателя музыки должна отличаться яркостью, эмоциональностью, живостью. Важное место в речи педагога занимают сравнения, метафоры, ассоциации, меткие характеристики.

Творческое общение с преподавателем образует у ученика своеобразную профессиональную лексику, образную, лаконичную и понятную обеим сторонам обучения.

Один из главных принципов обучения – принцип наглядности. Наглядность проявляется в демонстрации «живого звучания». Этот метод эффективен, если не превращается в простую демонстрацию исполнительского мастерства педагога, а преследует определенные цели.

Цель «живого звучания» — помощь ученику в понимании сути замечания и указания преподавателя, нахождение учеником соответствующего звучания. В некоторых случаях целесообразно продемонстрировать ученику, как не следует исполнять, изобразить игру учащегося. А затем обязательно показать эталонное исполнение.

Это может быть демонстрация преподавателем, а может быть аудио и видеозапись в исполнении известных музыкантов.

.

Часто преподаватели применяют на уроке дирижирование (тактирование). Что позволяет воздействовать на игру ученика в процессе исполнения. Или совмещают дирижирование с подпеванием.

И все же основным методом обучения является активная практическая деятельность ученика на уроке. А объяснения педагога носят дополнительный характер.

.

Большую роль в музыкальной педагогике занимает проблема воспитания эмоциональной сферы ученика, которая не должна ограничиваться только развитием чувствительности на исполняемую музыку. Эмоциональная сфера способна оказать существенное влияние и на технику исполнения, так как работа исполнительского аппарата музыканта тесно связана с состоянием его нервной системы.

Определенные эмоции или способствуют преодолению технических трудностей, или усложняют этот процесс.

Иными словами, любой технический прием может превратиться в способ художественной выразительности только тогда, когда ученик пропускает его через свою эмоциональную сферу.

Продуктивность преподавателя во многом зависит от эмоциональной атмосферы, которую он сможет создать на уроке, от умения заинтересовать ученика.

Зависит также от того, сможет ли педагог привить учащемуся чувство любви к музыке и чувство восхищения музыкой.

.

Все, о чем мы говорили выше, относится как к повседневному уроку, так и к уроку открытому.

.

Открытый урок в педагогической практике играет большую роль и используется как:

.

— форма повышения квалификации преподавателя— внедрение передовых методик, технологий, инноваций в собственный опыт преподавателя— форма контроля со стороны администрации за ростом и совершенствованием педагогического мастерства преподавателя— толчок для самосовершенствования, творческих поисков, размышлений, анализа как для преподавателя, дающего открытый урок, так и для слушателей— педагогическая мастерская для преподавателей отдела, школы, методического объединения:а)  распространение профессионального опыта преподавателя

б)  возможность оказания методической помощи молодому преподавателю

.

В начале открытого урока преподавателю необходимо сообщить следующую информацию:

.

— причина и мотив выбора данной темы— цель и задачи урока— творческая характеристика учащегося на данный момент и наличие у него исполнительских проблем

— сообщить, в какой стадии работы находятся изучаемые на уроке произведения

.

В конце урока преподаватель подводит итоги — что удалось и насколько удалось выполнить поставленные задачи, качество выполнения заданий учеником, достигнута ли цель урока

При обсуждении открытого урока преподавателями следует учесть:— стиль работы педагога (стимулирует обучение, воспитывает музыкой, дрессирует ученика)— организация урока во времени, его структура и темп— общая музыкальная грамотность и культура преподавателя

— умение четко формулировать задания и пояснять ученику способы их выполнения

.

На открытый урок преподаватель составляет план-конспект урока, куда входят следующие разделы:— Дата урока— ФИО ученика, с которым проводится урок— Класс, инструмент— Тема урока— Цель урокаучебнаявоспитательная— Определение конкретных задач для достижения поставленной цели урока— Тип урока— Структура урока— Ход урока (по пунктам)

— Итоги урока, домашнее задание

.

Вот что нужно учитывать при подготовке открытого урока в музыкальной школе.

.

Совсем скоро закончится лето, и начнется новый учебный год. Кроме учебной работы, преподавателям предстоит и методическая работа. Проведение открытых уроков тоже входит в обязанности педагогов. Поэтому выбирайте тему, уважаемые коллеги, и проведите открытый урок с огоньком и вдохновением, как это умеют делать преподаватели-музыканты.

.

Успехов!

С уважением, Ирина Анищенко

.

Не забудьте поделиться сообщением с друзьями в социальных сетях – буду благодарна Вам!

Источник: http://vocalmuzshcola.ru/muzykalnaya-shkola/stranica-prepodavatelya/otkrytyj-urok-v-muzykalnoj-shkole

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: