Уставный суд. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

Российские конституционные (уставные) суды субъектов

Уставный суд. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации не предусматривается непосредственное создание конституционных (или уставных) судов на территории субъектов государства.

Однако в положениях ее статей (10-11 и 77) содержится информация, которая предусматривает разделение власти государства на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную.

Помимо этого в части 3 статьи 118 Конституции предусматривается создание судов в субъектах государства согласно правам этих субъектов на создание собственных конституционных судов. Более конкретно подобное право прописано в Законе о судебной системе (статья 27).

Основные принципы конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Сейчас создание подобных судов предусматривается в конституциях/уставах 56 субъектов Российской Федерации, в 22 — приняты специальные законы касательно конституционных/уставных судов. Фактически же такие суды существуют в 18 субъектах нашего государства:

  • республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Чечня;
  • республика Карелия;
  • республики Марий Эл и Татарстан;
  • республики Бурятия и Башкортостан;
  • республики Дагестан, Северная Осетия-Алания и Ингушетия;
  • республики Саха (Якутия) и Коми;
  • республика Тыва;
  • Калининградская, Челябинская и Свердловская области;
  • город Санкт-Петербург.

Конституционными/уставными судами в этих субъектах за весь период их деятельности были приняты сотни решений, включая признание законов и прочих нормативных правовых актов субъектов государства как не соответствующих конституции/уставу этих республик/областей.

Замечание 1

Конституционные/уставные суды субъектов Российской Федерации решают единые задачи, направленные на укрепление конституционных основ государства и общества и действуют в относительно равных процессах.

Однако они не представляют собой единую систему судебного конституционного контроля. Каждый из подобных судов является самостоятельным в плане выполнения собственных полномочий, при этом вынесенные им решения не может отменить или изменить другой суд, включая Конституционный Суд Российской Федерации.

Правда, в нескольких законах субъектов государства (например, Челябинской области) есть возможность пересмотра решений судов указанным Судом.

Это обуславливается тем, что каждый из таких судов руководствуется конституцией/уставом своего субъекта и исходя из их положений делает свои выводы или выносит решения.

Замечание 2

Конституционный Суд Российской Федерации основывается в своей работе на положения Конституции государства.

Формирование конституционных судов и полномочия судей

Председатели, их заместители и прочие судьи конституционных/уставных судов субъектов государства наделяются полномочиями на основании части 4 статьи 13 Закона о судебной системе, с учетом федеральных законов и законов непосредственного субъекта государства.

Чаще всего подобный порядок подразумевает избрание судей на заседаниях представительных/законодательных органов власти высшего порядка субъектов государства (кроме Конституционного Суда Дагестана, для которого судей назначает Народное Собрание Республики).

Кандидатуры на судейские должности в таких судах рассматриваются парламентом или органом законодательной власти, президентом республики (или ее главой), а также главами исполнительной власти и высшего органа законодательной власти.

Обычно законами о конституционных судах напрямую не регламентируются порядок/сроки рассмотрения кандидатур на судейские должности.

Но в некоторых случаях кандидатура выносится на предварительное обсуждение постоянной комиссией законодательного органа власти (такое нередко проводится в Кабардино-Балкарской республике).

Также присутствует вариант вынесения кандидатур на ание не позднее установленного срока.

Избрание судей из кандидатур, которые были вынесены на заседание законодательного органа власти, выполняется индивидуально посредством тайного ания. Избранником становится лицо, получившее большее число .

Сроки действия полномочий судей разнятся в различных субъектах Российской Федерации.

Пример 1

Например, в Бурятии полномочия судьям даются бессрочно, в Дагестане до 10 лет, а в Адыгее — до 12 лет.

Избрание руководителей конституционных судов чаще всего производится из кандидатов, входящих в состав такого суда.

На законодательном уровне допускается избирать подобных руководителей как непосредственно судьями, так и законодательным органам, занимающимся представительством главы субъекта государства.

В части республик применяется смешанный тип избрания: так председателя избирает высший орган законодательной власти субъекта, а его заместителя и судью-секретаря — сами судьи.

Опиши задание

Предмет ведения конституционного/уставного суда и порядок судопроизводства

Согласно части 1 статьи 27 Закона о судебной системе к ведению конституционных/уставных судов субъектов РФ относится рассмотрение вопросов, касательно соответствия законов, а также нормативных правовых актов субъекта государства его конституции/уставу. Сюда же относится толкование этой конституции или устава.

Помимо этого конституционные суды могут иметь право решать иные вопросы, которые находятся в рамках ведения субъектов государства. К подобному относятся:

  • проверка конституционности ненормативных актов;
  • рассмотрение жалоб по поводу нарушения конституционных прав/свобод;
  • проверка условий, в которых был проведен референдум, и его результатов, а также выборов президента/главы субъекта государства;
  • толкование законов таких субъектов;
  • проверка конституционности правоприменительной практики, которая относится к реализации законов государственных субъектов.

Согласно законодательству конкретного субъекта Российской Федерации определяется порядок конституционного судебного производства, который определяет:

  • поводы/основания его возбуждения;
  • обстоятельства, которые исключают подобное производство;
  • права/обязанности лиц, участвующих в таком производстве;
  • сроки рассмотрения/разрешения обращений;
  • процедурные правила, касающиеся вопросов судопроизводства.

Чаще всего такой порядок идентичен порядку судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Правда, стоит учитывать, что особенности компетенции субъектных конституционных судов и прочие обстоятельства в законодательстве этих субъектов могут влиять на появление специфических правил выполнения такого судопроизводства.

Замечание 3

Пределы рассмотрения дел в конституционном/уставном суде ограничиваются предметом обращения во всех субъектах государства.

В большинстве законодательств субъектов государства имеются положения касательно конституционных судов, на основании которых их решения провозглашаются окончательными и не подлежат обжалованию или пересмотру.

Запрет пересмотра такого решения в равной степени распространяется на судебные органы госвласти, включая Конституционный Суд РФ, а также суды общей/арбитражной юрисдикции, включая суд, который вынес рассматриваемое решение.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/rossijskie-konstitutsionnye-ustavnye-sudy-subektov/

Конституционные уставные суды

Уставный суд. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

Определение 1

Конституционные уставные суды субъектов РФ – это органы государственной власти субъектов Федерации, независимо и самостоятельно осуществляющие от имени субъекта РФ на соответствующей территории судебную власть в виде конституционного судопроизводства.

В отдельных республиках РФ понятие конституционных уставных судов интерпретируется со значительными уточнениями. Например, конституционные суды в Дагестане, Бурятии, Карелии, республике Саха рассматриваются в качестве высших органов судебной власти по защите прав и свобод человека, конституционного строя, по обеспечению непосредственного действия и верховенства конституции.

Замечание 1

Уставные суды наряду с мировыми судьями и федеральными судами образуют единую систему судебной власти РФ.

Правовые источники конституционных судов субъектов РФ:

  • Конституция;
  • федеральные конституционные законы;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.

Конституционные суды создаются субъектами РФ в соответствии с федеральным конституционным законодательством. Данное право субъектам предоставляется, но не является обязательным к исполнению.

Вопрос об учреждении конституционных судов субъекты РФ решают самостоятельно. Это решение закрепляется в виде соответствующих положений в конституциях субъектов РФ и образовании конституционного суда.

Конституционный суд создается по решению и усмотрению законодательного органа субъекта РФ.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Конституционные суды создаются, исходя из законов о конституционных судах и в соответствии с законодательством о конституциях субъектов РФ.

Конституционные суды действуют в: Башкортостане, Татарстане, Якутии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Тыве, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Бурятии, Карелии, Коми, Северной Осетии, Марий Эле, в Свердловской и Калининградской областях, в Санкт – Петербурге – городе федерального значения и т.д.

В ряде субъектов РФ ведутся работы по созданию конституционных судов, но их организация тормозится рядом причин:

  1. Дефицит или отсутствие квалифицированных кадров. Конституционные суды представляют собой особую форму правоприменительной деятельности, основанной на знании зарубежного опыта и правовых доктрин демократических стран. Занимать должность конституционного судьи могут только лица, обладающие значительной практикой в области юриспруденции (профессора вузов, доктора юридических наук).
  2. Ограниченные финансовые возможности. Большая часть субъектов РФ – дотационные территории, на которых обеспечить необходимое финансирование конституционных судов за счет доходов бюджетов субъектов РФ невозможно.
  3. Политические причины. В большинстве субъектов РФ сформировалась авторитарная система правления и создание конституционных судов, действующих на принципах разделения власти, создает определенную угрозу властным структурам.
  4. Низкая загруженность конституционных судов. В рассмотрении действующих конституционных судов субъектов РФ, как правило, находится небольшое количество дел.

В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий, последовательно следующих одна за одной: внесение в конституционный (уставный) суд обращения; его предварительное рассмотрение; принятие обращения к рассмотрению (отклонение); подготовка к конституционному судебному разбирательству; непосредственно судебное разбирательство; совещание по его итогам, включающее ание, принятие решения и его провозглашение; опубликование, вступление в силу принятого судом решения; исполнение решения. Решения конституционного суда – юридически обязательные и не подлежат пересмотру другим никаким другим судом.

В конституционный (уставной) суд имеют право обратиться следующие физические лица, организации и органы: граждане, права которых были затронуты оспариваемым нормативным актом; депутаты парламента субъекта РФ; суды, относящиеся к общей юрисдикции (исключение составляют суды Санкт-Петербурга, Карелии, Башкортостана, Калининградской области; депутаты областной думы, депутаты органов местного самоуправления, Нотариальная палата (Калининградская область) и др.

Полномочия и структура конституционных уставных судов

Федеральный конституционный закон закрепляет полномочия конституционных уставных судов. Конституционные суды рассматривают дела, касающиеся соответствия конституции законодательства субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и др. (ч.1 ст.27 ФКЗ).

Конституционные (уставные) суды рассматривают споры о разных уровнях компетенции: между самими органами государственной власти; между органами государственной власти и местного самоуправления; между государственными органами и общественными организациями. В полномочия конституционных судов входит проверка конституционности правоприменительной практики.

К ведению конституционных судов субъектов РФ отнесено разрешение дел «о толковании…» и «о соответствии…». Если в субъекте РФ конституционный суд не действует, то рассмотрение подобных дел передается Конституционному суду РФ с передачей соответствующих полномочий в установленном порядке (ст. 3 ФКЗ).

Функции конституционных судов субъектов РФ:

  • контроль нормативно-правовых актов;
  • толкование конституции субъекта РФ;
  • разрешение споров, касающихся компетенции органов власти разного уровня;
  • проверка вопросов, которые выносятся на референдум;
  • предварительный контроль проектов нормативно-правовых актов, направленных на изменение конституции субъекта РФ.

В состав конституционных судов субъектов РФ входят: председатель суда, заместитель председателя, судьи и секретарь. Общее количество судей колеблется от трех до семи (Республика Адыгея и Республика Саха соответственно).

В отдельных конституционных судах в составе суда нет заместителя председателя (Бурятия, Республика Адыгея). Председатель и его заместитель избираются из собственного состава самими судьями.

В некоторых субъектах РФ председателя суда избирает законодательный орган.

Предложения по кандидатам на должность судьи конституционного суда могут внести: глава республики, органы государственной власти, группа депутатов органы местного самоуправления. В Республике Адыгея конституционные судьи назначаются парламентом от разных ветвей власти – судебной, законодательной и исполнительной.

К судьям конституционного суда в соответствии с законодательством РФ предъявляются определенные требования: возраст кандидата на должность судьи не должен быть менее 25 лет (в некоторых республиках возрастной ценз увеличен до 30 лет (Республика Коми) или 35 лет (Республика Бурятия). В республиках Дагестан и Адыгея установлен верхний возрастной предел –70 и 65 лет соответственно.

В конституциях субъектов РФ установлен срок полномочий конституционных (уставных) судей, который может быть бессрочным (Карелия, Кабардино-Балкария, Республика Коми, Чечня, Дагестан), сроком до 5 лет (Северная Осетия, Бурятия, Тува, Калининградская область), 6 лет – (Свердловская область и Санкт-Петербург), 10 лет – (Ингушетия, Татарстан), 12 лет – (Адыгея, Башкортостан, Марий Эл), 15 лет – (Якутия, Республика Саха).

Судьи имеют право работать на постоянной профессиональной основе. Возможность назначения на второй срок судьи конституционного суда зависит от региона: переназначение запрещено в Адыгее, Татарстане, Якутии, Санкт-Петербурге; второй срок разрешен в Туве.

Принципы деятельности конституционных (уставных) судов

Основные принципы деятельности конституционных судов субъектов РФ:

  • прямое действие и верховенство на территории субъекта конституции (устава);
  • независимость судей и суда, гарантированный законом порядок прекращения их полномочий;
  • коллегиальность рассмотрения дел в процессе судебного заседания;
  • устный порядок судопроизводства;
  • гласность;
  • непрерывность судебного заседания, при котором исключается возможность одновременного проведения еще одного судебного заседания с участием одних и тех же судей, но рассматривающих разные вопросы;
  • ведение судопроизводства с использованием государственного языка (или нескольких государственных языков);
  • всесторонний характер и полнота судебного разбирательства;
  • непосредственное исследование всех доказательств.

Уставные суды РФ

Замечание 2

В настоящее время в России действует три уставных суда, расположенных в г. Санкт-Петербург, в Свердловской и Калининградской областях.

Уставной суд г. Санкт-Петербург представляет собой орган судебной власти города, который осуществляет толкование Устава Санкт-Петербурга и рассматривает дела о соответствии законов, нормативно-правовых актов органов власти разного уровня Уставу Санкт-Петербурга. Решения Уставного суда являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Уставной суд Санкт-Петербурга начал свою деятельность в 2000 году, после принятия соответствующего закона. Первым председателем Уставного суда был Н. М. Кропачев. Судьи в количестве пяти человек в Уставной суд Санкт-Петербурга назначаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. За весь период своей деятельности суд вынес более 60 решений.

Уставной суд Свердловской области был образован в 1998 году в соответствии с федеральными законами о судебной системе РФ, Уставом области и Областным законом об Уставном суде.

В полномочия Уставного суда Свердловской области входит рассмотрение соответствия законов и правовых документов Свердловской области (исключение составляют ненормативные документы), которые принимаются различными государственными органами Свердловской области Уставу области, проводят толкование Устава.

Все постановления Уставного суда Свердловской области издаются в «Областной газете», Вестнике Уставного суда. За весь период своей деятельности Уставной суд вынес более 100 постановлений.

Уставной суд Калининградской области – судебный орган государственной власти области. Он входит в единую судебную систему РФ.

Уставной суд Калининградской области был создан в 1996 году на основании Федерального конституционного закона и Устава области. Порядок деятельности и организация суда определяются законом об Уставном суде области.

Свои полномочия суд может осуществлять только, если в его составе не менее трех человек. За весь период своей деятельности суд вынес более 70 постановлений.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionnye_ustavnye_sudy/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: