Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Механизмы обеспечения религиозной терпимости. За что дали нобелевскую премию по толерантности в медицине

Содержание
  1. Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов
  2. Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют для многонациональной России особую актуальность. Сегодня россияне еще далеки от толерантного поведения, что выражается в следующих умонастроениях: озлобление против руководства страны, ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание искоренить «нетрадиционные религии» и многое другое. 
  3. Анализ проблемы толерантности показывает, сколь широки интерпретации этого понятия – от медицинских и экологических до социально-политических и духовных. Все эти интерпретации имеют свои основания. В специфике российской ситуации на передний план выдвигается проблема терпимости как основы демократического процесса. И здесь встает немало сложных теоретических вопросов. Главный из них состоит в следующем: означает ли толерантность как выражение сущности демократической ментальности терпимость абсолютно ко всем явлениям? Вопрос закономерный, так как терпимость ко всему может привести к разрушению самой демократии. Если же толерантность включает в себя лишь момент определенной нетерпимости, то не означает ли это, что она отрицает тем самым самое себя? 
  4. Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого. Понимание этого целого и есть объективное основание подлинной толерантности. Толерантность – это не беспринципность, не социальный эклектицизм; это глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого. Нетолерантность – это игнорирование истины социальной жизни
  5. С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – обеспечение равного доступа к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулирование миграционных процессов, приводящих к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. необходимо освещать события в сми так, чтобы отражать, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. соответственно в новом свете встает проблема толерантности. толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как образ жизни. в условиях, когда любительский этап российской демократии подходит к своему завершению, усвоение такой ментальности становится ключевой предпосылкой адекватного ответа на вызовы грядущего тысячелетия.  
  6. Религиозная толерантность в современном обществе
  7. Сущность религиозной толерантности
  8. Проявления религиозной терпимости
  9. Механизмы обеспечения религиозной терпимости

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов

Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Механизмы обеспечения религиозной терпимости. За что дали нобелевскую премию по толерантности в медицине

Кузнецов Ю. В., профессор,Г.В. Жигунова, доцент. 

Кафедра «Социальная работа» МГТУ

Формирование установок толерантного сознания, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют для многонациональной России особую актуальность. Сегодня россияне еще далеки от толерантного поведения, что выражается в следующих умонастроениях: озлобление против руководства страны, ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание искоренить «нетрадиционные религии» и многое другое. 

Усугубляет положение тот факт, что мы живем в век быстрого развития коммуникации, крупномасштабных миграций населения и мобильности, поэтому эскалация нетерпимости и национальных конфликтов потенциально угрожает каждому представителю той или иной культуры.

От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

Социальные, экономические, политические, культурные обстоятельства, влияние мировых и общероссийских тенденций в области миграции способствуют дальнейшему повышению этнического и конфессионального многообразия населения нашей страны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Эти последствия могут иметь разный характер.

В этой связи возникает проблема регулирования их влияния на различные стороны жизни граждан посредством проведения политики, основанной на принципах толерантности, взаимного уважения национальных и религиозных ценностей, традиций и убеждений. Толерантность, таким образом, является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.

Понятие «толерантность» по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто «терпимое отношение». Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в «оси координат» XXI века.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии и правопорядка.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Анализ проблемы толерантности показывает, сколь широки интерпретации этого понятия – от медицинских и экологических до социально-политических и духовных. Все эти интерпретации имеют свои основания. В специфике российской ситуации на передний план выдвигается проблема терпимости как основы демократического процесса. И здесь встает немало сложных теоретических вопросов. Главный из них состоит в следующем: означает ли толерантность как выражение сущности демократической ментальности терпимость абсолютно ко всем явлениям? Вопрос закономерный, так как терпимость ко всему может привести к разрушению самой демократии. Если же толерантность включает в себя лишь момент определенной нетерпимости, то не означает ли это, что она отрицает тем самым самое себя? 

Как представляется, адекватное толкование толерантности возможно лишь в том случае, если принимается во внимание ее конкретное содержание. Одно дело – толерантность в структуре межрелигиозных отношений, другое – толерантность в идеологической сфере.

Особая проблема толерантности – в структуре научного мышления. Смешение различных видов ментальности может иметь поистине трагические последствия.

Если религии и идеологии дают свои ответы на вопросы, которые не имеют однозначных решений, то в науке два взаимоисключающих ответа на один вопрос представляются несовместимыми.

Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры.

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к природе толерантности. Исторически толерантность – духовное, а не физиологическое явление – осмысливается и получает свое определение как реакция на последствия мировоззренческого конфликта, становящегося предпосылкой религиозных войн.

Эмоционально декларируемый принцип толерантности сегодня нередко сводится лишь к возбуждению сочувствия к людям иной этнической, религиозной принадлежности либо к выявлению несоответствия тех или иных общепризнанных прав человека реальной политике в конкретном государстве. Такой эмпирический подход ведет к смешению нетолерантности с различными видами дискриминации.

Толерантность требует видения общественной жизни как позитивного целого. Понимание этого целого и есть объективное основание подлинной толерантности. Толерантность – это не беспринципность, не социальный эклектицизм; это глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого. Нетолерантность – это игнорирование истины социальной жизни

В отличие от толерантности дискриминация – это искусственное культивирование особенностей, оправдывающих ограничение прав, возможностей экономической, социальной, политической и духовной активности, вытеснение, подавление иного субъекта. Дискриминация основана на субъективной воле, устанавливающей такую иерархию ценностей, которая ставит в привилегированное положение определенного субъекта.

Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданский субъект удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного. В обществе социальной дискриминации складывается атмосфера равнодушия к универсальным критериям оценки достоинств человека.

Если даже они признаются на словах, индивиды продолжают стремиться использовать возможности своего положения для получения привилегий за счет других. Существует и нравственный аспект этой проблемы: социальному достоинству не учат в семье, оно не формируется и в системе образования.

В итоге граждане видят в качестве реалий лишь свои естественные и социальные различия и не видят своей универсальной сущности.

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе 16 ноября провозглашен ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

В сентябре 1999 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию и Программу действий в области культуры мира».

Культура мира является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества.

В нашей стране исполнение международных нормативных документов регулируется Конституцией РФ, которая гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» .

Различные проявления интолерантности законодательно пресекаются Уголовным Кодексом РФ . Статья 282 УК возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В 2002 году в УК РФ статьей 282 введено наказание за организацию экстремистского сообщества.

Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. Участие в экстремистском сообществе – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Для практического решения задач укрепления толерантности Постановлением Правительства РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы.

Целью Программы являлось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Программа позволила обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности.

Программа предполагала широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, и, прежде всего, принцип толерантности.

На уровне субъектов РФ также принимаются и осуществляются различные программы, большинство из которых направлено на преодоление этнической интолерантности, т.е. расовой неприязни.

Например, начала реализовываться «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848).

В г. Мурманске по инициативе муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям Мурманска» реализуется программа «Толерантность как образ жизни». Занятия в первую очередь направлены на семьи вынужденных переселенцев, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для достижения целей специалисты Центра используют тренинги, семинары, социальное сопровождение семей.

Авторы программы считают, что воспитать детей, умеющих жить в многонациональном, многоконфессиональном, да и просто в очень многоликом мире – одна из задач, стоящих сейчас перед обществом.

Несмотря на начавшиеся разработки и реализации программ по формированию установок толерантного поведения, все еще существует потребность внедрения методов и организационных механизмов мониторинга, разработки и внедрения системы учебных программ и тренингов для самых разнообразных категорий граждан. Кроме того, необходимы разработки программ, охватывающих субъектов общества на уровне не только отдельной личности, но и семьи, социальных групп и общества в целом.

С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – обеспечение равного доступа к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулирование миграционных процессов, приводящих к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. необходимо освещать события в сми так, чтобы отражать, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. соответственно в новом свете встает проблема толерантности. толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как образ жизни. в условиях, когда любительский этап российской демократии подходит к своему завершению, усвоение такой ментальности становится ключевой предпосылкой адекватного ответа на вызовы грядущего тысячелетия.  

1 Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – № 237.
2 Уголовный кодекс РФ // Российская газета. – 1996. – №113-118.

Литература

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – № 237. 2. Уголовный кодекс РФ // Российская газета. – 1996. – № 113-118.3. Сериков, Г.В.

Программа повышения толерантности в общении субъектов образовательной деятельности (подростков) в процессе командообразования с помощью психодраматических технологий / Г.В. Сериков : [Электронный ресурс] / Электрон. ст. режим доступа к ст.: https:// https://www.tolerance.ru/.4.

Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков : [Электронный ресурс] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – Электрон. ст. режим доступа к ст.: http: //www.tolerance.ru/.5. Толерантность – качество не врожденное // Полярная правда.

– 2006. – 18 октября.

6. Толерантность : [Электронный ресурс] / Электрон. ст. режим доступа к ст.: https://www.tolerance.ru/.

Персонал предприятия

Проблема толерантности в условиях глобализации 250076 из 300500 на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.

Источник: https://helion-ltd.ru/tolerant-pro/

Религиозная толерантность в современном обществе

Веротерпимость основа укрепления общества со стороны религии. Механизмы обеспечения религиозной терпимости. За что дали нобелевскую премию по толерантности в медицине
11.11.2010Арестакес Симаворян, Ваграм Овян

Религия испокон веков была и остается фактором, объединяющим или раскалывающим общества. Религиозная нетерпимость даже в современных обществах становилась причиной братоубийственных войн и бедствий. Неприятие и нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям иноверцев приводили к кровопролитным войнам, расколу государств и наций.

В то же время религиозная нетерпимость внутри обществ является серьезным ресурсом в руках враждующих государств с точки зрения внесения раскола в эти страны и общества.

Именно поэтому издавна осуществляются всевозможные миссионерские миссии, преследующие, помимо религиозных (пропаганда и распространение собственной религии и ценностей), замаскированные политические цели.

В качестве примера можно привести широко разворачиваемое на Ближнем Востоке (в Иране, Турции, других странах) протестантское миссионерство. Говоря о западной миссионерской деятельности в Иране, С.Кривошеев отмечает: «…

Одним из важнейших факторов в сетевой войне, с помощью которого открыто или опосредованно можно влиять на социальную и политическую ситуацию в любой стране, является религиозный фактор, и плох тот стратег, который не разыгрывает религиозную карту»1. На «подрыв» общества изнутри направлено также внедрение и распространение всевозможных сектантских движений, чего не избежали также постсоветские страны, в том числе Армения.

Все это предполагает, что вопрос религиозной толерантности крайне важен для обеспечения безопасности современных обществ.

Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ, удерживающей их от потрясений, пресекающей раскол наций и государств и, наконец, нейтрализующей политические цели внешнего религиозного воздействия (миссионерство, внедрение и распространение сектантских движений). В условиях отсутствия религиозной терпимости религиозно-конфессиональное многообразие общества может привести к расколу и обессилению его изнутри, спровоцировать кровопролитные войны.

Сущность религиозной толерантности

Религиозную толерантность можно сформулировать следующим образом: «это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей.

Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других»2. Тем не менее, религиозная толерантность – явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия.

Не углубляясь в них, отметим лишь, что их можно разделить на два основных вида – позитивный и негативный.

  • В позитивном восприятии религиозная толерантность предполагает знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев.
  • В негативном восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других, в результате чего обеспечивается отсутствие вражды и столкновений на религиозной почве.

В обоих случаях, независимо от того, на чем основана религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп.

Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – приятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не случайно, что Г.

Шлимова, говоря об обеспечении общественной консолидации в Казахстане, стране, отличающейся этническим и религиозным многообразием, подчеркивает важность в этом деле роли просветительской работы, которая должна быть направлена на повышение уровня взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп3. Действительно, зачастую причиной нетерпимости становится незнание.

Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую положительную настроенность по отношению к ним.

Проявления религиозной терпимости

Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого она проявляется.

  1. Первая – толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.),
  2. Вторая – толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.),
  3. Третья – толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу),
  4. И наконец, толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Механизмы обеспечения религиозной терпимости

Механизмы обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и позитивный), также можно разделить на две группы:

  • Негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев.
  • Позитивные механизмы, предполагающие знание, приятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить в основном два – атеизм и секуляризацию.

1. Атеизм, хоть и предполагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям4, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религии и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще.

Результаты проведенных в 2001г.

в России социологических исследований показали, что, хоть и с небольшим преимуществом, но, тем не менее, не верующие в Бога настроены к иноверующим с большей толерантностью и более открыты в плане контактов, нежели верующие5.

Увеличение терпимости в условиях атеизма можно увидеть также на примере армянских реалий. До утверждения советского строя между адептами Армянской Апостольской церкви и армянами-католиками существовал огромный психологический барьер. Они были изолированы друг от друга, и общение между ними было весьма ограниченным. Царила атмосфера взаимной нетерпимости.

Однако в советские годы этот психологический барьер почти полностью стерся, и между армянами-католиками и адептами ААЦ наладились нормальные, не скованные конфессиональными различиями отношения.

В этом, пожалуй, существенную роль сыграла проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма, стершая психологический барьер между двумя конфессиональными пластами Армянства.

Таким образом, несмотря на все негативные аспекты, царящая в советский период атмосфера атеизма сыграла положительную роль с точки зрения национальной консолидации Армянства, стерев психологический барьер во взаимных восприятиях армян-католиков и адептов ААЦ.

Не исключено, что проводимая в советский период на государственном уровне политика атеизма имела четкую политическую цель.

Она была направлена на стирание психологического барьера между различными религиозно-конфессиональными пластами советского гетерогенного (полиэтнического, полирелигиозного, поликультурного) общества, обусловленного религиозно-конфессиональными различиями.

2. Роль секуляризации как фактора, способствующего повышению уровня религиозной толерантности, ярко выражена в современных западных обществах. Здесь несравнимо меньше вражды и столкновений, происходящих на почве религиозных различий.

Это, по всей видимости, обусловлено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам деятельности светского характера.

В этом контексте между людьми с различными религиозно-конфессиональными взглядами и ценностями стерты существовавшие некогда психологические барьеры.

Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем совместные усилия в светских обществах отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы нацелены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей.

В этом контексте важное значение имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ и пр.), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации.

Подчеркивание общностей имеет место в религиозной, национальной и государственно-гражданской плоскостях.

1. В религиозной плоскости подчеркивание общностей предполагает несколько аспектов: Важно подчеркнуть, что:

  • все религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Наконец, различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость – абсолютно разные явления и понятия. А различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно.
  • идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. В этом плане, хотя «любая религиозная традиция претендует на свою исключительность и превосходство (или, по крайней мере, предполагает их)»6, тем не менее, «потенциал толерантности содержится во всех известных религиозных системах человечества»7.
  • общность между различными конфессиями в рамках одной и той же религии заключается в самой религии и вере. Лучшим примером в этом вопросе является армянская община Сирии, три конфессиональных пласта которой (армяне-католики, армяне-протестанты и адепты Апостольской церкви) взаимоинтегрированы и составляют одно единое, сплоченное целое – сирийскую армянскую общину. Основанная на религиозной терпимости интеграция и солидарность настолько углубились, что, к примеру, в евангелические церкви Сирии ходят также адепты Апостольской церкви. По словам духовных предводителей армянской евангелической общины Сирии, главное – христианская вера, конфессия же (конфессиональные отличия) имеют второстепенное значение8. «Главное – быть армянином-христианином. … В конце, когда мы пойдем к Богу, он не спросит у нас, кто ты, евангелист или адепт ААЦ», – отмечает духовный пастырь Армянской Евангелической церкви Дамаска, преподобный Татев Пасмачян.

2. В национальной плоскости подчеркивание общностей различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае подчеркивается, что «…конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство.

Единство нужно искать в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых должен быть национализм в своем высоком смысле этого слова»9.

Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа.

Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов у них укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации.

3. В государственно-гражданской плоскости подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным нациям.

То есть, в этом случае подчеркивание общностей в этнической плоскости не действует. Вместо этого подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу.

Различным религиозно-конфессиональных группам внушается идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами (социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр.

), имеют общие интересы и требования и, следовательно, общие задачи, что является не менее важной предпосылкой для обеспечения общественной солидарности и пресечения раздоров и бедствий в обществах на религиозно-конфессиональной почве.

1Кривошеев С., Ползучая евангелизация Ирана http://evrazia.org/article/1101

2Абуов А П., Межконфессиональный диалог как основа социального согласия http://www.embkaztm.org/article/142

3Шлымова Г.Е., Религиозная толерантность как фактор интеграции современного общества http://www.embkaztm.org/article/140

4В этом плане трудная ситуация возникает, в частности, при проводимой на государственном уровне политики атеизма. Лучший пример – СССР.

5См. Мчедлов А.П,. Религиозная толерантность http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2070

6Вуд Дж.Э., Право человека на свободу религий в международной перспективе // Диа-Логос. Религия и общество. – М.: Истина и жизнь, 1997, с. 12.

7Сосковец Л. И., Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса // Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 2, с. 177.

8Интервью с духовным пастырем Армянской Евангелической церкви Дамаска, преподобным Татевом Пасмачяном, Аракс Пашаян, Армянская община Дамаска: настоящее и перспективы, Бюллетень НОФ «Нораванк», 2008г., # 23, сс. 33 – 34.

9Раффи, Что общего между нами и Западными армянами? http://www.eanc.net/EANC/library/Fiction/Original/Raffi/Essays_9.htm?page=31&interface_language=en

Возврат к спискуДругие материали автора

Источник: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5118

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: