Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

Содержание
  1. 10 людей, без которых не было бы полетов в космос
  2. Константин Циолковский
  3. Сергей Королёв
  4. Валентин Глушко
  5. Юрий Гагарин
  6. Николай Каманин
  7. Герман Титов
  8. Михаил Рязанский
  9. Николай Пилюгин
  10. Владимир Бармин
  11. Мстислав Келдыш
  12. Космическая деятельность
  13.  «Танюша-ЮЗГУ-1» и «Танюша-ЮЗГУ-2» уже на орбите!
  14. И снова в космос! «Танюша-ЮЗГУ-3» и «Танюша-ЮЗГУ-4» готовятся к запуску! 
  15. Космическая деятельность. Космической деятельности Раздел v – Права россиян
  16. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  17. Космическая деятельность
  18. Космические моторы. Главные разработки Валентина Глушко, известные на весь мир
  19. Первый электрический реактивный двигатель
  20. Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели
  21. Двигатели для баллистических и космических ракет
  22. “Энергия— Буран”
  23. О вкладе выдающихся инженеров-конструкторов в освоение космоса
  24. Борис Черток: внимание к технологиям и к людям
  25. Константин Феоктистов: простота и строгость
  26. Пережить лихие 1990-е…

10 людей, без которых не было бы полетов в космос

Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

День 12 апреля 1961 года – наверное, один из самых счастливых в истории нашей страны. Сообщение ТАСС прозвучало на весь мир – еще до успешного приземления первого космонавта, до того, как его найдут в саратовском колхозе за беззаботной беседой с трактористами…

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору – 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь.

Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца.

С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно.

Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости.

В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Сергей Павлович Королев (1906 (12 января 1907 по новому стилю) – 1966)

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Валентин Петрович Глушко (1908 – 1989)

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики.

С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках.

После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации.

В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте.

Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Николай Петрович Каманин (1908 – 1982)

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Герман Степанович Титов (1935 – 2000)

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова.

Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам.

Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Михаил Сергеевич Рязанский (1909 – 1987) и Георгий Николаевич Бабакин

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора.

После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом.

Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Николай Алексеевич Пилюгин (1908 – 1982)

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Владимир Павлович Бармин (1909 – 1993)

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

Мстислав Всеволодович Келдыш (1911 – 1978)

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.

Источник: https://www.pravmir.ru/10-tvortsov-kosmicheskoy-pobedyi/

Космическая деятельность

Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич
    

  «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»Константин Эдуардович Циолковский

   Космические исследования – неотъемлемая часть научной деятельности нашего университета.

Более чем за десятилетие учёными ЮЗГУ создан ряд малых космических аппаратов, обеспечивших проведение экспериментальных исследований.

Запуск каждого аппарата проходит при непосредственной поддержке Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, что гарантирует успешный вывод спутника на орбиту. 

         

       Работы по созданию сателлитов ведутся в прямом контакте с отрядом космонавтов Роскосмоса. Учитывается многолетний опыт экспедиций на Международную космическую станцию (МКС) и станцию МИР. Особенно ценными для нас являются наставления космонавтов, проводивших работы в открытом космосе.

Перспективные направления  исследований мы обсуждаем совместно с ведущими ВУЗами и организациями по всему миру. Всё это позволяет нам успешно развивать технологии космического приборостроения.

На текущий момент созданы и запущены семь малых космических аппаратов, два из которых образуют автономную интеллектуальную группировку.

 «Танюша-ЮЗГУ-1» и «Танюша-ЮЗГУ-2» уже на орбите!

              В рамках космического эксперимента «Радиоскаф» 17 августа в 18 часов 10 минут по московскому времени космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский в открытом космосе провели запуск первых двух спутников из впервые созданной Автономной интеллектуальной группировки малых космических аппаратов, в разработке которой принимали участие студенты и молодые ученые ЮЗГУ. 

   

Федор Юрчихин со спутниками “Танюша-ЮЗГУ-1” и “Танюша-ЮЗГУ-2” на борту МКС

Миссия: основной задачей двух аппаратов является создание одноранговой информационной сети, позволяющей производить адресацию вновь прибывших аппаратов и исключать вышедшие из строя без удалённого управления.

 Внутри сети организована ретрансляция и параллельная передача на наземный пункт мониторинга. Установлена инерциальная навигационная система для определения углов поворота в трёх осях: рысканья, тангажа и вращения. Каждый аппарат имеет вакуумметр.

Передается звуковой сигнал приветствия на четырёх языках: русском, испанском, английском и китайском.

        Способ вывода: ручной запуск во время выхода в открытый космос.

        Партнёры: РКК «ЭНЕРГИЯ».

   Проект реализует Юго-Западный государственный университет совместно с Ракетно-космической корпорацией «Энергия»  им. С.П. Королева. 

      В составе группировки два спутника: “Танюша-ЮЗГУ-1” с позывным “RS6S” и “Танюша-ЮЗГУ-2” с позывным “RS7S”. Корпус спутника соответствует форм-фактору 3U (30х10х10 см.). Снаряжённая масса – 4650 г.

      Группировка спутников уникальна: новые научные и технические решения позволят обеспечить самоорганизацию спутников и их взаимодействие для реализации экспериментов в открытом космосе.

  Сергей Рязанский провел запуск спутников. Запуск прошел в штатном режиме. При максимально возможной разнице во времени запусков в 10 минут вторая «Танюша» полетела вслед за первой через 64 секунды. 

      По словам главного конструктора проекта Егора Шиленкова, под руководством которого создана группировка малых космических аппаратов, это очень хороший показатель для адаптации и будущей работы группировки МКА. 

Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

      Теперь на орбите появились «Танюша – ЮЗГУ – 1» и «Танюша – ЮЗГУ – 2», которые проведут в открытом космосе около года, осуществляя эксперименты и передавая данные на Землю.

Комплекс экспериментов, который будет проведен в открытом космосе.

       Во-первых, это достижение автономной самоорганизации аппаратов, что позволит оценить возможность включения в группировку большего числа спутников и обеспечить возможность распределенного приема радиосигнала.

    Второй эксперимент – измерение плотности вакуума с использованием уникального вакуумметра, разработанного в ЮЗГУ. Его применение позволит актуализировать параметры для расчета баллистики спутников и оптимизировать математическую модель траектории их движения. 

     В-третьих, отработка параметров инерциальной навигационной системы, созданной на микромеханических сенсорах-гироскопах.

     Спутники созданы и были запущены в открытый космос в знаменательный год – год празднования 60-летия космической эры и 160-летия со дня рождения основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского.

В честь этих событий с борта космических аппаратов с интервалом в три минуты на Землю будут передаваться поздравительные ые сообщения на четырех языках (русский, английский, китайский, испанский).

Сообщения передаются на частоте, доступной для радиолюбителей.

И снова в космос! «Танюша-ЮЗГУ-3» и «Танюша-ЮЗГУ-4» готовятся к запуску! 

       В составе экипажа МКС-55/56 планируется запуск очередной серии малых спутников ЮЗГУ. Во время выхода в открытый космос космонавту Олегу Артемьеву (летчику-космонавту, Герою России, Почетному профессору Юго-Западного государственного университета) предстоит запустить два малых спутника (Танюша-ЮЗГУ-3 и Танюша-ЮЗГУ-4).

Это уже его второй космический полет.          В первых числах января Олег Артемьев прошел тренировку в гидротренажёрном комплексе (плавательном бассейне) Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В бассейне моделируется невесомость, космонавты работают в лёгком водолазном снаряжении и находятся в нейтральной плавучести.

 

      Занятие проводил инструкторский состав ЦПК с участием Сергея Самбурова (куратора космического эксперимента «Радиоскаф», главного специалиста РКК «Энергия» имени С.П. Королёва). На проведении тренировки присутствовал коллектив разработчиков малых спутников «Танюша-ЮЗГУ» во главе с главным конструктором Егором Шиленковым.

      МКА Танюша-ЮЗГУ-3 и Танюша-ЮЗГУ-4 так же, как и предшествующие, говорят на нескольких языках. То есть каждый из носителей языка: студент, владеющий итальянским, итальянская девушка, испанским, и студентка-китаянка. Они осуществили запись этих аудиофайлов, которые позже были перенесены на спутники.

Источник: https://swsu.ru/space/

Космическая деятельность. Космической деятельности Раздел v – Права россиян

Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

Пресс-релиз

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) проект в области космической деятельности военного назначения – проект в области космической деятельности, реализуемый только для целей обеспечения обороны и безопасности;

      1-1) космодром – комплекс технических средств, устройств, зданий, сооружений и земельных участков, предназначенный для обеспечения подготовки и осуществления запусков космических объектов;

      2) космический аппарат – техническое устройство, предназначенное для вывода в космическое пространство с целью исследования и (или) использования космического пространства;

      3) национальные операторы космических систем – юридические лица, осуществляющие создание, эксплуатацию и развитие космических систем;

      4) космическая система – совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для решения задач в космическом пространстве;

      4-1) техническая эксплуатация космической системы – процесс выполнения технических операций в целях поддержания в рабочем состоянии составных частей космической системы в соответствии с конструкторско-технологической и эксплуатационной документацией, включая их страхование;

      5) космический ракетный комплекс – совокупность ракеты-носителя и технических средств, сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, обеспечивающих прием, хранение, подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим аппаратом;

      6) космическое пространство – пространство, простирающееся за пределами воздушного пространства;

      7) космическая деятельность – деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, экологических, оборонных, информационных и коммерческих целей;

      8) участники космической деятельности – физические и (или) юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с настоящим Законом;

      9) проект в области космической деятельности – совокупность мероприятий по созданию, использованию и утилизации космической техники и технологий, направленных на осуществление космической деятельности;

      10) проект в области космической деятельности двойного назначения – проект в области космической деятельности, реализуемый как для решения социально-экономических задач, так и для целей обеспечения обороны и безопасности;

      11) уполномоченный орган в области космической деятельности – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области космической деятельности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию;

      12) космический объект – космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части;

      13) объекты космической отрасли – производственные объекты, здания, сооружения и другое недвижимое имущество участников космической деятельности, используемые при осуществлении космической деятельности;

      14) космические услуги – услуги, оказываемые с использованием космической техники и технологий;

      15) система высокоточной спутниковой навигации – комплекс технических и программных средств, предназначенных для обеспечения пользователей глобальной навигационной спутниковой системы дополнительной информацией, позволяющей повысить точность определения координатно-временных параметров, в том числе географических координат и высот, скорости и направления движения, времени;

      16) глобальная навигационная спутниковая система – космическая система, предназначенная для определения координатно-временных параметров (географических координат и высот, скорости и направления движения, времени) наземных, водных и воздушных объектов;

      17) дистанционное зондирование Земли из космоса – процесс получения информации о поверхности и недрах Земли путем наблюдения и измерения из космического пространства собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы;

      17-1) данные дистанционного зондирования Земли из космоса – первичные данные, полученные непосредственно с космического аппарата дистанционного зондирования Земли, а также материалы, полученные в результате их предварительной обработки (радиометрической и геометрической коррекции);

      17-2) пространственные данные – совокупность данных об объектах, включающая описание их местоположения и наиболее характерных свойств;

      17-3) инфраструктура пространственных данных – система информационных ресурсов и аппаратно-программных средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных на основе обеспечения доступа к ним физических и юридических лиц;

      18) кандидат в космонавты Республики Казахстан (далее – кандидат в космонавты) – гражданин Республики Казахстан, прошедший предварительный отбор и направленный на подготовку для получения квалификации космонавта;

      19) космонавт Республики Казахстан (далее – космонавт) – гражданин Республики Казахстан, прошедший подготовку, получивший документы о присвоении квалификации космонавта (космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта) и статуса космонавта;

      20) спутниковая навигация – процесс решения задач навигации с использованием глобальной навигационной спутниковой системы для определения координатно-временных параметров объектов;

      21) спутниковые навигационные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дополнительных (относительно стандартно предоставляемых глобальными навигационными спутниковыми системами) услугах по определению координатно-временных параметров объектов;

      22) ракета-носитель – техническое устройство, предназначенное для вывода космических аппаратов в космическое пространство;

      23) район падения отделяющихся частей ракет-носителей – земельный участок, на который падают (приземляются) отработавшие и отделившиеся в полете элементы и (или) фрагменты ракет-носителей;

      24) транспондер космического аппарата – совокупность радиопередающих устройств, установленных на космическом аппарате и предназначенных для ретрансляции сигналов Земля – космос – Земля;

      25) пусковые услуги – совокупность мероприятий по организации и осуществлению пусков ракет-носителей с целью вывода в космическое пространство космических аппаратов;

      26) средство выведения – ракета-носитель, разгонный блок, авиационная ракетно-космическая система, предназначенные для вывода космических аппаратов в космическое пространство.

Космическая деятельность

    

 «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»Константин Эдуардович Циолковский

   Космические исследования – неотъемлемая часть научной деятельности нашего университета.

Более чем за десятилетие учёными ЮЗГУ создан ряд малых космических аппаратов, обеспечивших проведение экспериментальных исследований.

Запуск каждого аппарата проходит при непосредственной поддержке Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, что гарантирует успешный вывод спутника на орбиту. 

       Работы по созданию сателлитов ведутся в прямом контакте с отрядом космонавтов Роскосмоса. Учитывается многолетний опыт экспедиций на Международную космическую станцию (МКС) и станцию МИР. Особенно ценными для нас являются наставления космонавтов, проводивших работы в открытом космосе.

Перспективные направления  исследований мы обсуждаем совместно с ведущими ВУЗами и организациями по всему миру. Всё это позволяет нам успешно развивать технологии космического приборостроения.

На текущий момент созданы и запущены семь малых космических аппаратов, два из которых образуют автономную интеллектуальную группировку.

Космические моторы. Главные разработки Валентина Глушко, известные на весь мир

Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

О двигателях и других изобретениях, созданных под руководством знаменитого конструктора ракетно-космической техники, — в материале ТАСС

2 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения инженера, ученого и конструктора, занимавшегося разработкой ракетных двигателей и космических систем, — Валентина Петровича Глушко.

При его непосредственном участии был разработан целый ряд двигателей, на которых до сегодняшнего дня летают космические носители “Союз” и “Протон”, а также межконтинентальная баллистическая ракета “Воевода”, которая известна на Западе как “Сатана”.

ТАСС собрал главные изобретения знаменитого конструктора ракетно-космической техники.

Первый электрический реактивный двигатель

Под руководством Глушко был разработан первый в мире электротермический реактивный двигатель. Опытный образец был создан в СССР — в Газодинамической лаборатории в Ленинграде, которой заведовал Глушко, в 1929 году.

В двигателе в камеру сгорания устанавливались специальные проводники (из железа, палладия других металлов), на эти проводники подавались кратковременные, но мощные импульсы электрического тока с определенной частотой.

Сам процесс назывался “электрическим взрывом” — при прохождении разряда проводники в прямом смысле разрушались, выделяя водород, который истекал из сопла двигателя и создавал тягу.

Позже работы по этим двигателям были свернуты из-за низкой мощности.

Впервые в советской космической промышленности электрореактивные двигатели (ЭРД), но с иным принципом, были применены значительно позже — в 1964 году в космос был отправлен спутник “Зонд-2”, с шестью установленными плазменными двигателями ориентации.

В современной космической технике применяются различные ЭРД, например, ионный (ионизированный газ разгоняется в электрическом поле).

Такие модели, как и первый двигатель Глушко, имеют малую тягу, но могут работать за счет низкого расхода рабочего тела чрезвычайно долго — до нескольких лет.

В качестве маршевого ЭРД был, например, установлен на японском космическом аппарате “Хаябуса”, запущенном для изучения астероида Итокава. ЭРД широко применяются на спутниках в качестве двигателей коррекции траектории.

Первые в СССР жидкостные ракетные двигатели

Под руководством Глушко после завершения работ по ЭРД впервые в отечественной космической промышленности была создана целая серия опытных ракетных двигателей, работающих на жидком топливе. Серия называлась ОРМ — опытные ракетные моторы. В качестве топлива в двигателях серии использовались керосин, бензин, толуол, другие вещества.

https://www.youtube.com/watch?v=piTNs0W5nz8

Советские ученые экспериментировали как со смешанными унитарными, так и с двухкомпонентными топливами.

Первые образцы, работавшие на унитарном топливе (ОРМ-1 тягой всего 20 кгс), были крайне несовершенны и терпели отказы, вплоть до аварийных ситуаций — двигатели взрывались на стендах во время работы.

В итоге был сделан выбор в пользу более безопасной двухкомпонентной схемы — отдельные баки для горючего, отдельные для окислителя.

Работы над двигателями серии ОРМ Газодинамическая лаборатория начала в 1930-х годах, и к 1933-му был создан достаточно мощный образец ОРМ-52 с тягой 300 кгс. Под этот двигатель был разработан целый ряд реактивных летательных аппаратов (“РЛА-1”, “РЛА-2” и так далее), но их образцы “в железе” не создавались.

По задумке инженеров, РЛА должны были взлетать на высоту нескольких километров и выбрасывать контейнер с метеоаппаратурой, которая затем опускалась бы на землю на парашюте. ОРМ-52 прошел официальные государственные испытания, правда, только на стенде.

На одном из запусков образца двигателя в 1933 году присутствовал начальник вооружения Красной Армии маршал Михаил Тухачевский и дал работе лаборатории Глушко положительную оценку.

В 1934 году коллектив Газодинамической лаборатории из Ленинграда был объединен с московской группой изучения реактивного движения (под руководством Сергея Павловича Королева) в Реактивный научно-исследовательский институт. Ученые совместными усилиями продолжили разработку двигателей и носителей под них.

Коллектив Глушко создал образцы с номерами от ОРМ-53 до ОРМ-102. В частности, двигатель ОРМ-65 разработки Глушко ставился на созданную Королевым крылатую ракету — “объект 212”. В 1939 году прошли ее испытания — ракета с ОРМ-65 достигла высоты 250 м, когда преждевременно раскрылся ее парашют.

Двигатель ОРМ-65 работал на азотной кислоте и керосине, развивал тягу 150 кгс и мог работать до 80 секунд.

Двигатели для баллистических и космических ракет

С 1946 года Глушко был назначен главным конструктором ОКБ-456 в Химках (сейчас НПО “Энергомаш” — главный разработчик и производитель российских ракетных двигателей — прим. ТАСС). Здесь под его руководством созданы двигатели для первых советских баллистических ракет Р-1, Р-2 и Р-5.

В 1954–1957 годах коллектив ОКБ-456 разработал жидкостные ракетные двигатели РД-107, которые впоследствии будут устанавливаться на знаменитую ракету Р-7, сконструированную коллективом ОКБ-1 под руководством Королева, так называемую королевскую семерку.

Это была первая в мире полноценная межконтинентальная баллистическая ракета с максимальной дальностью полета 8 тыс. км и одним термоядерным зарядом мощностью 3 мегатонны.

Первый запуск Р-7 состоялся 15 мая 1957 года, на вооружение Ракетных войск стратегического назначения она была принята в январе 1960-го.

Жидкостный ракетный двигатель “РД-107” бокового блока ракеты-носителя “Восток”

© Черединцев Валентин/ТАСС

На базе Р-7 был создано целое семейство ракет космического назначения. В частности, знаменитый “Восток”, на котором 12 апреля 1961 года в космос отправился Юрий Гагарин.

Модификации этой ракеты используются до сих пор — с грузовыми кораблями и спутниками в космос стартуют ракеты серии “Союз-2”, с пилотируемыми — “Союз-ФГ” (со следующего года запуски космонавтов будут переведены на “Союз-2”).

До сих пор на этих ракетах используются модификации двигателей, разработанных Глушко: версии РД-107 для боковых и центрального блока первой ступени и варианты РД-108 — для второй ступени.

Также сотрудники ОКБ-456 под руководством Глушко создали двигатель РД-253, который с изменениями и сейчас используется в самой массовой серии советских и российских тяжелых грузовых ракет “Протон”. Последний вариант — “Протон-М” — использует на первой ступени шесть двигателей РД-276, которые являются глубокой модернизацией РД-253 Глушко.

Параллельно известный конструктор работал над двигателями для советских баллистических ракет, появившихся после Р-7. В частности, самая мощная на сегодняшний день и стоящая на вооружении РВСН тяжелая межконтинентальная ракета “Воевода” использует на первой ступени двигатель РД-264, разработанный при непосредственном участии Глушко.

“Энергия  Буран”

В 1974 году было создано НПО “Энергия” (сейчас Ракетно-космическая корпорация “Энергия”), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ-1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ “Энергомаш” (бывшее ОКБ-456). Глушко стал главным конструктором “Энергии”, название которой, по некоторым данным, он и придумал.

Несмотря на все его усилия, НПО “Энергия” не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива.

Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов.

Однако этим планам не суждено сбыться.

Универсальная ракетно-космическая транспортная система “Энергия” с орбитальным кораблем многоразового использования “Буран” на стартовом комплексе космодрома Байконур, 1988 год

© Альберт Пушкарев/ТАСС

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему — создание челнока “Буран” как ответа на запуски американских многоразовых кораблей “Спейс Шаттл”.

Отечественная многоразовая система “Энергия — Буран” создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты “Энергия” и предложил вид двигателя первой ступени РД-170.

Успешный запуск “Бурана” прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме.

Кроме двигателей, под руководством Глушко был выполнен ряд ключевых работ по направлению пилотируемой космонавтики.

Так, конструктор возглавлял работы по совершенствованию пилотируемых космических кораблей “Союз”, им была предложена концепция многомодульной станции “Мир”: НПО “Энергия” выдвинула свои предложения по созданию новых орбитальных станций в 1976 году, эскизный проект “Мира” был готов в 1978 году.

Подготовила Валерия Решетникова

Источник: https://tass.ru/kosmos/5517188

О вкладе выдающихся инженеров-конструкторов в освоение космоса

Виды космической деятельности. Космическая деятельность. Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич

​Портал profiok.com рассказывает о выдающихся инженерах-конструкторах космической техники, которые внесли значимый вклад в освоение космоса и развитие отечественной космонавтики. Впрочем, и мировой тоже.  

Текущий 2017 год связан с большим количеством юбилеев, относящихся к космической отрасли. Космическая эра для всего человечества началась 60 лет назад: 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения великого учёного, основоположника отечественного ракетостроения – Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935).

В 2017 году страна отметила 110-летнюю годовщину со дня рождения основоположника практической космонавтики, генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Павловича Королёва (1907 – 1966). Под его руководством создавалась ракетно-космическая техника, обеспечившая Советскому Союзу неоспоримое лидерство в сфере освоения космоса.

С именем этого конструктора связан запуск первого искусственного спутника Земли.

По его инициативе впервые в мире в космос отправился человек – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года), впервые был совершён выход человека в открытый космос (Алексей Леонов в марте 1965 года), появились уникальные модели спутников Земли – спутник-разведчик «Зенит» (1962 год) и спутник связи «Молния-1» (1965 год).

С 1946 года первым заместителем С.П. Королёва стал Василий Павлович Мишин (1917 – 2001), столетие со дня рождения которого также отмечалось в этом году. Проработав с Королёвым 20 лет, Мишин после его кончины возглавил Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и работал в должности главного конструктора до 1974 года.

В сентябре 1977 года, 40 лет назад, была запущена долговременная орбитальная станция «Салют-6». Три десятилетия назад, в мае 1987 года, впервые стартовала ракета-носитель сверхтяжёлого класса «Энергия», разработанная НПО «Энергия» (сейчас – РКК «Энергия» имени С.П. Королёва – profiok.com).

Продолжать можно долго: в 1967 году беспилотные космические корабли впервые осуществили стыковку и расстыковку в автоматическом режиме, в 1997 году после столкновения грузового корабля «Прогресс М-34» со станцией «Мир» были проведены уникальные ремонтно-восстановительные работы, в результате которых сохранились и станция, и престиж отечественной космической техники.

История развития отечественной космонавтики настолько богата событиями, что 2017 год – вовсе не исключение в смысле обилия юбилеев.

Так, в 2016 году отмечали юбилей коллективы НПО измерительной техники (НПО ИТ), РКК «Энергия», ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш), 4-й ЦНИИ Минобороны России.

В 2018 году исполнится 30 лет со дня создания знаменитого «Бурана» и 55 лет со дня полёта первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

За каждой такой памятной датой, за каждым достижением – годы кропотливой работы, разработка уникальных инженерных решений, создание новых технологий, беспримерное человеческое мужество, упорство и талант. Неудивительно, что интересна каждая деталь из жизни тех людей, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной, а значит, и мировой космонавтики.

Борис Черток: внимание к технологиям и к людям

Борис Евсеевич Черток (1912 – 2011) – знаменитый советский и российский конструктор, занимавшийся созданием систем управления космическими аппаратами. Работал с С.П. Королёвым, преподавал в МГТУ им. Н.Э.

Баумана, занимал должность заместителя генерального конструктора НПО «Энергия». Этот заслуженный человек не дожил всего несколько месяцев до собственного векового юбилея и до последнего сохранял работоспособность.

Это долголетие конструктор объяснял постоянным стрессом, в котором он пребывал всю жизнь, ведь в космосе нередко возникают нештатные ситуации.

Главный специалист ЦНИИмаш Александр Данилкин вспоминает на страницах журнала «Экономические стратегии: «Однажды, это был конец 1980-х годов, мне надо было согласовать с заместителем генерального конструктора по системам управления Борисом Евсеевичем Чертоком техническое предложение по одной из тем, которую вело НПО «Энергия».

Следует сказать, что в тот период уровень технической проработки вопросов даже на стадии технического предложения был очень высок. Требовалось детальное обоснование технического облика изделия и проведение необходимых предпроектных расчётов по баллистике, прочности конструкции, различным балансам изделия (энергетическому, тепловому и др.

), формированию вариантов конструктивно-компоновочных схем изделия, его массовой сводки, оценке эффективности функционирования и так далее.

Борис Евсеевич, внимательно ознакомившись с представленными материалами, спросил: «Не жалко отдавать эту тему в другую организацию?» Дело в том, что незадолго до этого руководством предприятия было принято решение о передаче ряда тем, которые вело НПО «Энергия», в другую организацию. Упомянутая работа оказалась в числе передаваемых тем.

Мне это запомнилось. На мой взгляд, Бориса Евсеевича Чертока всегда отличала заинтересованность в реализации новых технических решений и стремление поддержать работы, проводимые на предприятии, которые могли бы принести реальную пользу нашей стране».

«Другая наша встреча позволила судить о Борисе Евсеевиче Чертоке как о человеке, внимательно относящемся к людям, – продолжает Данилкин. – Это было в начале 2000 года.

Приближался наш профессиональный праздник — День космонавтики, и я решил отметить хорошо работавших сотрудников книгой Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди» с автографом автора. Тогда вышло её первое издание (к 100-летию С.П.

Королёва четырёхтомник «Ракеты и люди» был переиздан, книгу до сих пор можно найти в продаже – profiok.com). Купив книги и договорившись о встрече, я пришел к Борису Евсеевичу.

Достал из портфеля книги, а их было не меньше десятка, и попросил Бориса Евсеевича подписать их, сказав, что таким образом хочу отметить сотрудников. Я не хотел отнимать у него время, думал, что он просто распишется на каждом экземпляре.

Однако Борис Евсеевич, узнав у меня имя каждого сотрудника, которому предназначалась книга, стал спрашивать, над чем конкретно работают эти люди. Сделав соответствующие записи в книгах с адресацией конкретным людям, Черток сказал, что книгу ему удалось написать после того, как в 1992 году он ушел с должности заместителя генерального конструктора: тогда появилось больше свободного времени».

Константин Феоктистов: простота и строгость

Константин Петрович Феоктистов (1926 – 2009) – выдающийся инженер и конструктор космических кораблей и орбитальных станций. Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, возглавлял проектирование кораблей «Восток», «Союз», «Прогресс», долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир».

Феоктистов – первый гражданский специалист в космосе, единственный советский космонавт, не состоявший в КПСС. В 1964 году он стал первым конструктором космических кораблей, лично испытавшим свою разработку.

В 1964 году он стал членом первого многоместного экипажа космического корабля «Восток», в котором люди впервые находились без скафандров.

«С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось работать в конце 1970-х годов. – рассказывает Александр Данилкин. – Он был заместителем главного конструктора Ю.П. Семёнова, а наш отдел, возглавляемый Геннадием Александровичем Долгополовым, занимался в том числе разработкой перспективных проектов. Кстати, Г.А.

Долгополов был включён не только в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели для участия инженеров ОКБ-1 в испытаниях нового космического корабля «Союз» (эта группа была создана в мае 1966 года), но и в группу инженеров-испытателей (кандидатов в космонавты) для подготовки по программе полётов на Луну (программа Н1-Л3), созданной в августе 1967 года.

Одной из таких работ было проведение проектных исследований по созданию космических электростанций. Первый этап — разработка экспериментальной космической электростанции, в которой мне пришлось непосредственно участвовать. Курировал эти работы в службе главного конструктора Константин Петрович Феоктистов.

Он всегда отличался активной творческой позицией, искал новые технические решения и выдавал исполнителям варианты для технической проработки.

Иногда случалось, что предложенный вариант ещё не успевали проработать в полном объёме, а Константин Петрович уже предлагал новый, считая предыдущий не совсем верным.

Незавершенность начатой проработки подчас вызывала у исполнителей некоторое внутреннее неудовлетворение.

Константин Петрович мог иногда, хотя такое случалось очень редко, сказать исполнителю что-то резкое, если был недоволен качеством или сроками выполнения порученного задания, но мог и извиниться, если чувствовал, что был слишком резок.

Особенно запомнилась его простота в отношениях с сотрудниками. Будучи одним из самых грамотных и выдающихся инженеров на предприятии и занимая высокую должность, Константин Петрович не считал для себя зазорным подойти к специалисту и обсудить с ним возникший технический вопрос.

Вероятно, мнение о его непростом характере сложилось из-за того, что он практически всегда старался отстаивать предлагаемые новые технические решения для перспективных образцов космической техники и научные программы исследований. К Феоктистову хорошо относился и очень его ценил Валентин Петрович Глушко (генеральный конструктор НПО «Энергия» в 1974-1989 гг.

, возглавлял разработку многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия – Буран» – profiok.com).

Константин Петрович ушёл с предприятия в 1990 году, перейдя на преподавательскую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где проработал до 2005 года. Если бы он продолжил работу на предприятии, то, безусловно, мог бы принести ещё больше пользы как НПО «Энергия», так и отечественной космонавтике в целом».

Пережить лихие 1990-е…

Период 1990-х годов стал очень непростым для отечественной ракетно-космической отрасли – как, впрочем, и для России в целом. Распад СССР, неразбериха периода перестройки, ориентация исключительно на «невидимую руку рынка» – всё это не могло не сказаться на перспективах отечественного ракетостроения.

По мнению Александра Данилкина, в том, что удалось сохранить предприятие в то сложное время, когда наша космическая отрасль переживала не лучшие времена, большая заслуга Юрия Павловича Семёнова. Он был генеральным конструктором НПО «Энергия», а затем РКК «Энергия» имени С.П. Королёва» в 1989–2005 годах.

«Существует мнение, что Семёнов, будучи главным, а затем и генеральным конструктором предприятия, считал основным направлением работ создание долговременных орбитальных станций, а другие направления его не очень интересовали. На самом деле это не так, – пишет Данилкин.

– Действительно, под его руководством предприятие создало и развернуло на околоземной орбите целый ряд долговременных орбитальных станций. Вершиной этого проекта стала, безусловно, орбитальная станция «Мир».

Без этого опыта не удалось бы создать и успешно эксплуатировать уже в течение 16 лет международную космическую станцию.

В то же время Юрий Павлович Семёнов активно занимался и другими направлениями деятельности предприятия: он был техническим руководителем работ по созданию космического корабля «Буран», под его руководством в 1970-е годы велась целая серия научно-исследовательских работ по перспективным космическим проектам. При нём РКК «Энергия» вернулась к созданию автоматических космических аппаратов: созданы и успешно эксплуатируются КА связи «Ямал», были начаты работы по космическому аппарату дистанционного зондирования Земли «Е-star», осуществлён проект «Морской старт» и ряд других проектов».

Статья главного специалиста ЦНИИ машиностроения Александра Данилкина опубликована в журнале «Экономические стратегии» №6-2017 под заголовком «Невозможное возможно».

Источник: http://www.sib-science.info/ru/news/programmy-13112017

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: