Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Содержание
  1. Шпаргалка по налогам и налогообложению | Страница 3 | Онлайн-библиотека
  2. 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
  3. 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
  4. 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  5. Принципы налогообложения
  6. Экономические принципы
  7. Организационные принципы налогообложения
  8. Юридические принципы налогообложения
  9. Характеристика налогов: функции, методы и принципы
  10. Принципы взимания налогов
  11. Принципы налогообложения
  12. Элементы налога
  13. Критерии работы системы налогообложения
  14. Перспективы развития
  15. Виды налогов
  16. Налоги и сборы федерального уровня
  17. Налоги и сборы регионального уровня
  18. Налоги местного уровня
  19. Налоги организаций
  20. Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов
  21. Итоги
  22. Налоги: их виды и функции
  23. Налоги: сущность, функции, виды
  24. Классификация налоговых платежей
  25. Итоги и выводы
  26. Налоги. Налогообложение . Кратко. – УчительPRO
  27.  Принципы налогообложения
  28.  Структура налога
  29. Системы налогообложения
  30. Функции налогов
  31.  Виды налогов

Шпаргалка по налогам и налогообложению | Страница 3 | Онлайн-библиотека

Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

НК РФ – кодифицированный акт прямого действия, занимает особое место среди источников налогового права. НК РФ структурирует налоговое право как отрасль, формирует правовые основы налоговой системы.

6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Предмет налогового права включает властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий(бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Этот перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Существование налоговых отношений возможно только в качестве правоотношений, т. е. на базе созданной в процессе правотворчества нормативной модели налогообложения. Без такой нормативной основы налоговые отношения возникать не могут.

Предмет налогового права дифференцируют по различным основаниям.

Выделяют три блока отношений, отражающих стадийность налогообложения как процесса, во времени и в пространстве: 1) налогово-правотворческий блок, включающий отношения по установлению и введению налогов и сборов; 2) нало-гово-реализационный блок, связанный с исчислением, уплатой, а при необходимости – принудительным взысканием налогов и сборов; 3) налогово-процес-суальный блок, опосредующий сферу налогового контроля и ответственности.

В предмете налогового права выделяют: имущественные отношения, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме; отношения организационные (неимущественные).

Первые рассматриваются как основные, вторые – как вспомогательные, обеспечивающие возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений.

Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов относятся к сфере законотворчества и лишены имущественного содержания, но в отрыве от них невозможно рассматривать отношения, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей.

Отношения в сфере налогового контроля также имеют управленческую, неимущественную природу, но и они в конечном счете обеспечивают реализацию обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Налоговые отношения – это отношения по поводу собственности – по ее ограничению, взиманию, контролю.

В некоторых случаях имущественные и организационные элементы в налоговых правоотношениях так тесно переплетены между собой, что их трудно разграничить, оторвать друг от друга.

Целью налогово-правового регулирования является формирование денежных фондов государства и местного самоуправления посредством отчуждения принадлежащих налогоплательщикам денежных средств для реализации публичных задач и функций. Часть собственности налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

Ведомственные и межведомственные отношения между налоговыми органами являются административно-правовыми. Правомочия налоговых органов по отношению друг к другу образуют содержание административной, а не налоговой правосубъектности.

Налоговые отношения носят властный характер, а гражданско-правовые – нет.

Предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отношения, направленные на формирование денежных фондов государства и муниципальных образований.

7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

Метод налогового права – совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Предмет отрасли показывает, что' регулируют налогово-правовые нормы, метод – как, какими средствами и способами правовое регулирование осуществляется.

Особенности метода налогово-правового регулирования обусловлены публично-правовой природой налогового права и включают следующие признаки.

Публично-правовой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований.

Их назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти (постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Приоритет публичных интересов перед интересами частными. Налогово-правовое регулирование носит фискальный характер, т. е.

его главная цель состоит не в реализации интересов частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

Само существование налогового права, его обособление, повышение значения в правовой системе России обусловлены особой ролью налоговых платежей как основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм. Публично-правовая цель налогообложения – обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства.

В содержании налоговых правоотношений всегда присутствует обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом одни налоговые правоотношения (основные) непосредственно выражают данную обязанность, другие (вспомогательные) обеспечивают ее реализацию.

Большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

Императивный характер налогово-правово-го регулирования. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать отдельные аспекты юридических взаимодействий, сведены к минимуму.

В качестве таких элементов нередко указывают возможность для налогоплательщика по своему выбору определять налоговую и учетную политику, использовать налоговые льготы, участвовать в налоговых правоотношениях лично или через представителя.

Примеромдиспозитивного регулирования выступает предусмотренная в рамках упрощенной системы налогообложения возможность выбора объекта налогообложения самим налогоплательщиком (ст. 346.14 НКРФ).

Многие диспозитивные элементы (например, залог или представительство) не обладают собственной налогово-правовой природой, а являются следствием применения гражданско-правовых институтов к налоговым правоотношениям. Это установленные законом исключения из общего правила, когда гражданское законодательство применяется к властным налоговым правоотношениям (ст. 2 ГК РФ).

8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства.

Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной.

Некоторые принципы имеют общеотраслевой или межотраслевой характер, другие регулируют правовые институты, субинституты или даже отдельные аспекты налогообложения.

Принцип справедливости налогообложения.

Налогообложение должно быть справедливым. Идея справедливости воплощается во всей системе принципов налогообложения. Справедливость проявляется и во всеобщности, и в равенстве, и в соразмерности, и в определенности, и в других правовых основах налогообложения.

Налогообложение изначально несправедливо по отношению к налогоплательщику, поскольку предполагает изъятие части принадлежащего ему имущества.

Справедливость в отношении налогоплательщика проявляется в строгом соблюдении государством общих и специальных принципов налогообложения при установлении, введении и взыскании налогов.

Принцип законности налогообложения. Подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение каждым субъектом актов налогового законодательства.

Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Правовые нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения участников социальных взаимодействий. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

3

Источник: https://litrus.net/book/read/168996?p=3

Принципы налогообложения

Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Замечание 1

Налоговая система любой страны должна разрабатываться с помощью базовых правил, которые, в свою очередь, образуют совокупность принципов налогообложения. Т.е., принцип налогообложения – это основополагающие положения и правила, применяемые в сфере налогообложения.

Замечание 2

Основу всех принципов налогообложения составляют принципы, сформулированные еще в 1776 г. А.Смитом.

К ним относятся:

  1. Принцип равенства и справедливости
  2. Принцип определенности
  3. Принцип удобства
  4. Принцип экономности взимания

Принцип равенства и справедливости означает, что все физические и юридические лица должны принимать участие в формировании доходов государства сообразно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности утверждает, что налоги, уплачиваемые гражданами, должны быть определены, т.е. содержать точно определенные время уплаты, способ уплаты и размер налога.

Принцип удобства предполагает, что налоги, уплачиваемые налогоплательщиками, должны взиматься удобными для налогоплательщика способами и в удобное время.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Принцип экономности взимания означает, что взимание налогов должно быть максимально эффективным, т.е. включать в себя низкие издержки на сбор налогов и содержание налоговых органов.

Экономические принципы

К этим принципам относятся:

  • Принцип равенства и справедливости.
  • Принцип эффективности – налоговая система должна быть эффективной, способствовать повышению экономического роста и активности граждан и организаций. Взимание налогов не должно никоим образом мешать развитию производства в стране.
  • Принцип соразмерности налогов – в системе налогообложения и определении ее основных элементов нужно учитывать последствия для бюджета страны и развития ее экономики.
  • Принцип множественности – данный принцип предоставляет предпосылки для проведения гибкой налоговой политики в государстве, позволяет в процессе сбора налогов учитывать платежеспособность налогоплательщиков и выровнять налоговое бремя и др. использование этого принципа нужно строить на грамотном сочетании прямых и косвенных налогов.

Организационные принципы налогообложения

К ним относятся:

  • Принцип универсализации налогообложения – применение данного принципа предполагает одинаковый подход при исчислении налогов независимо от источников доходов и места их образования. Нельзя допускать установления повышенных и дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности организаций, отраслевой приадлежности, гражданства и др.
  • Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика – взимание налога не должно предоставлять налогоплательщику неудобства. Документы на уплату должны быть максимально простыми и понятными; налог с доходов работников организации уплачивает сама организация и т.д.
  • Принцип разделения налогов по уровням власти – федеральные, региональные и местные органы власти обладают определенными полномочиями при введении, отмене налогов, при установлении льгот по налогам, налоговых ставок и др.
  • Принцип единства налоговой системы – государство не должно устанавливать налоги, которые будут каким-то образом ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или финансовых средств на территории страны. Также нельзя ограничивать осуществление экономической деятельности субъектами экономики или создавать барьеры на ее пути.
  • Принцип гласности – все законы, нормативные акты, которые касаются системы налогообложения, должны быть официально опубликованы и разъяснены.
  • Принцип одновременности – один и тот же объект должен облагаться только одним налогом один раз за установленный законодательно налоговый период.
  • Принцип определенности – законы в сфере налогообложения не должны допускать произвольного толкования.

Юридические принципы налогообложения

К ним относятся:

  • Принцип законодательной формы установления – означает, что налоги не могут быть произвольными, а должны следовать из закона. Нельзя допускать, чтобы установленные налоги нарушали конституционные права граждан.
  • Принцип приоритетности налогового законодательства – в законодательных актах, которые регулируют вопросы, не связанные с налогами, не должно быть норм права, которые установят особый режим налогообложения.
  • Научный подход к формированию налоговой системы – после уплаты налога у налогоплательщика в пользовании должна остаться часть дохода, которая обеспечит ему нормальное существование.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/principy_nalogooblozheniya/

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций согласно процедуре, закрепленной в законе. Нужность характеристики налоговой системы следует из основополагающих задач страны.

Исторические особенности развития государства определяют каждый этап развития системы фискального обложения. Структура, организация, характеристика налоговой системы государства свидетельствуют об уровне ее развития в сфере экономики.

В данной статье мы расскажем о действующем фискальном обложении в нашей стране. Приведем и опишем краткую характеристику налогов государства.

Принципы взимания налогов

Основные догмы построения фискальной системы в России определены главным законом в налоговом законодательстве – Кодексом. В России существует налоговая система, состоящая из трех уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Налоговый кодекс, являющийся на текущий момент главным законодательным документом о фискальных сборах, состоит из двух частей, описывающих:

  • главные принципы работы системы налогов и сборов;
  • отношения между гражданами, организациями и государством по конкретным видам платежей.

Принципы налогообложения

Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:

  • Справедливость.
  • Определенность.
  • Удобство.
  • Экономия.

Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:

  • Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
  • Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
  • Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
  • Налоги должны быть обоснованы.
  • Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
  • Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
  • При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
  • Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.

Элементы налога

Определение понятия “налог” и общая характеристика налогов представлены в восьмой статье НК РФ. Налогом является обязательный сбор, уплачиваемый организацией или гражданином в форме изъятия в казну принадлежащих им на правах собственности, профессионального ведения или оперативного управления средств в целях обеспечения деятельности страны, образований муниципалитета.

В законодательном порядке должны быть обязательно закреплены все элементы налога:

  • субъект;
  • объект;
  • база для налога;
  • ставка;
  • период;
  • льготы;
  • порядок начисления;
  • процедура и сроки уплаты.

Субъект фискального сбора – это лицо, которое обязано платить налоги в казну государства. Иногда налог может быть переложен субъектом сбора на другое лицо. Это касается косвенных налогов.

Под субъектом налога понимается физическое лицо, которое формально должно его платить. Носитель фискального сбора – лицо, фактически его уплачивающее.

Это разграничение играет важную роль в характеристике налогов.

Фискальным законодательством установлено, что в качестве субъектов признаются:

  • юридические лица и граждане;
  • индивидуальные собственники бизнеса.

Объект фискального обложения является важной характеристикой налогов и представляет собой предмет, подлежащий налогообложению. Фискальным законодательством узаконены следующие объекты:

  • прибыль;
  • стоимость товаров или услуг;
  • суммарный доход граждан;
  • средства транспорта;
  • имущество.

База для налога – это еще одна стоимостная, физическая характеристика налогов. Она служит для измерения объекта фискального обложения и является величиной, с которой исчисляется налог.

Ставка налога – это величина фискальных начислений на единицу базы для исчисления налога.

Ставки налогов бывают процентными и твердыми. Процентные ставки привязываются непосредственно к базе исчисления. Твердые ставки устанавливаются в абсолютном выражении на единицу налоговой базы.

За период уплаты налога принимается год или иной временной отрезок, по завершении которого определяется база для налога и исчисляется подлежащая уплате сумма. Для каждого фискального сбора закрепляется свой период, это может быть год, квартал или иной временной отрезок.

Льготами по налогам считаются предоставляемые определенным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.

На сегодняшний момент фискальным законодательством предусмотрена следующая льготная система:

  • минимум, не подлежащий налогообложению;
  • возможность не платить налоги;
  • уменьшение ставок;
  • изъятие из обложения конкретных элементов объекта сбора.

Для того чтобы объект обложения можно было считать таковым, в общей характеристике налогов должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у плательщика возникают обязанности по их уплате.

При помощи элементов в фискальном законодательстве устанавливается процедура, предусматривающая процедуру расчета сборов. Приведенные элементы представляют собой общую характеристику налогов.

Критерии работы системы налогообложения

Критерии качества, являющиеся общей характеристикой фискальной системы:

  • Сбалансированность бюджета страны.
  • Эффективность. Проводимая фискальная политика должна благоприятствовать устойчивому экономическому развитию определенных отраслей.
  • Низкий уровень инфляции. Проводимая фискальная политика должна обеспечивать корректное соотношение всех сборов с целью достижения стабильности цен и предотвращения инфляции.
  • Эффективность социальной политики.
  • Своевременность и полнота уплаты налогов.

Перспективы развития

Основные тенденции разработки системы налогов и сборов:

  • Уменьшение фискального бремени.
  • Устранение противоречий в законодательстве, регулирующем фискальные отношения.
  • Постепенный перенос фискального бремени с компании на обязательную ренту за пользование ресурсами природы.
  • Увеличение веса прямых сборов, сокращение доли косвенных налогов.
  • Развитие фискального федерализма.
  • Совершенствование и неукоснительное соблюдение принципов построения системы налогов и сборов в стране.
  • Увеличение политической ответственности.
  • Гибкое реагирование системы обложения на изменения конъюнктуры в экономике.
  • Повышение фискальной дисциплины и налоговой культуры плательщиков.
  • Выравнивание условий обложения за счет уменьшения и структурирования фискальных льгот.
  • Улучшение системы контроля и ответственности за совершение правонарушений в сфере фискального законодательства.

Виды налогов

В нашей стране устанавливаются фискальные сборы в зависимости от отнесения их к тому или иному уровню бюджета:

  • Налоги федерального уровня, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории нашей страны.
  • Региональные и местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, региональными законами субъектов страны, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоги регионального уровня обязательны к уплате для граждан и организаций, расположенных на территории субъектов РФ, а налоги местного уровня – образований муниципалитета.

При принятии налога регионального или местного уровня определяются:

  • ставки фискальных сборов;
  • порядок и периоды уплаты;
  • отчетные формы, порядок и сроки их предоставления.

Законодательные органы субъектов страны и местных органов управления могут также предусматривать фискальные льготы и правила их использования гражданином или организацией.

Налоги и сборы федерального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к федеральному бюджету:

  • НДС. Косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в казну страны доли стоимости товара, создающейся на всех стадиях производства, вносимый в бюджет по мере продажи товаров.
  • Акцизы. Еще один косвенный налог, налагаемый в момент производства на табак, вино и другие изделия массового производства внутри государства.
  • Налог на финансовый результат организаций. Базовая ставка – 20 % (3 % перечисляют в федеральный бюджет, а 17 % – в региональный).
  • Налог на прирост капитала. Сбор с доходов физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала, который получается от продажи ценных бумаг, драгоценных металлов и имущества.
  • Налог на доходы граждан.
  • Взносы в социальные внебюджетные фонды страны. В основном сюда относится ЕСН.
  • Госпошлина. Это сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы определенного уровня.
  • Таможенная пошлина и сборы. Это обязательные платежи, уплачиваемые органам таможни в связи с перевозом товаров через границу государства. Уплата таможенного сбора является обязательным условием пересечения товаром границы и обеспечивается в случае необходимости мерами принуждения.
  • Фискальный сбор за использование недр земли. Это, например, плата за землю или акваторию моря.
  • Фискальный сбор на воспроизводство базы минералов и запасов сырья.
  • Фискальный сбор на дополнительный денежный результат от добычи нефти и так далее.
  • Налог на право пользования объектами природного, водного мира.
  • Лесной фискальный сбор. Налогоплательщиками признаются организации и граждане, осуществляющие пользование лесным фондом.
  • Водный фискальный сбор. Налогоплательщиками считаются организации и граждане, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством страны.
  • Экологический фискальный сбор. Плата организаций за негативное воздействие на природу, которое они оказывают при ведении своей деятельности.
  • Лицензионные сборы на уровне государства. Максимальная величина ставки сбора – 10 %.

Налоги и сборы регионального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к бюджету регионов:

  • Налог на активы компаний. Объектом признается движимое и недвижимое имущество организации, учитываемое на бухгалтерском балансе в виде основных активов.
  • Налог на недвижимость. Сбор будет рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости и с учетом ставки, которая может варьироваться от 0,1 до 2 %.
  • Фискальный сбор на дороги. Это плата за ущерб трассам.
  • Транспортный фискальный сбор. Налог, взимаемый с владельцев транспортных средств.
  • Фискальный сбор с продаж. Косвенный сбор, взимаемый в момент покупки товаров. Как правило, он рассчитывается как доля от стоимости проданного товара.
  • Лицензионные сборы регионального уровня. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие в уполномоченных органах лицензии, предусмотренные законодательством на осуществление на территории субъекта определенных видов деятельности.

Налоги местного уровня

Перечислим фискальные сборы, пополняющие местные бюджеты:

  • Налог на землю. Этот фискальный сбор уплачивают организации и граждане, обладающие участками земли на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного владения.
  • Налог на имущество граждан. Плательщиками являются собственники имущества, признаваемого объектом фискального обложения.
  • Налог на рекламу. Плательщиками выступают организации и граждане, рекламирующие продукцию. Объектом взыскания сбора служит стоимость работ и услуг по распространению и изготовлению рекламы.
  • Налог на наследование или дарение. Плательщиками сбора на наследование и дарение признаются граждане, получающие от других лиц в собственность имущество.
  • Местные лицензионные сборы. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие лицензии для осуществления на местной территории определенных видов деятельности.

Налоги организаций

Дадим характеристику налогам организаций. В нашей стране организации уплачивают следующие налоги:

  • Сборы федерального уровня: НДС, акцизы, налог на финансовый результат, на добычу полезных ископаемых, госпошлина, водный налог, сбор за пользование объектами природного мира.
  • Сборы регионального уровня: налог на активы организаций, налог на транспорт.
  • Местного уровня: фискальный сбор на землю.

Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов

Сравнительная характеристика налогов позволяет прийти к заключению о том, что многие фискальные сборы, у которых, по сути, один объект налогообложения, относятся к разным уровням власти.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс РФ создает возможность возникновения разногласий между интересами субъектов и местных органов власти. В случае введения налога на региональном уровне на недвижимость на территории субъекта заканчивается действие местных сборов на имущество граждан и земельного налога, являющихся главными источниками поступления средств в бюджеты местного уровня.

Итоги

Характеристика налогов РФ позволяет сделать вывод, что они как комплексное явление включают в себя совокупность определенных элементов. Каждый из которых имеет самостоятельное правовое значение.

НК РФ введено правило: налог считается установленным, когда соответствующим фискальным законодательством определены существенные элементы обложения. Это определяет правовую характеристику налогов.

В некоторых случаях при установлении налога могут также быть предусмотрены соответствующие льготы.

Специальным фискальным режимом считается особая система исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного временного периода, применяемая в порядке, установленном НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.

Понятие каждого элемента фискального сбора универсально, оно используется в процессах всеми государствами. Эти элементы использовались еще с момента зарождения государства.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1463222915044215595/harakteristika-nalogov-funktsii-metody-i-printsipy/

Налоги: их виды и функции

Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ.

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

Основные функции:

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Полный перечень налогов и их виды, принципы налогообложения закреплен в НК РФ, то есть на федеральном уровне. Региональные и местные власти не могут вводить новые обязательства, однако вправе регулировать порядок обложения по отдельным обязательствам (ставки, объекты обложения, льготы, вычеты, отчетные периоды, авансовые расчеты).

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Подробнее в статье «Действующая классификация налогов с примерами».

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Основная классификация в таблице:

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/vidi-funkcii

Налоги. Налогообложение . Кратко. – УчительPRO

Все о налогах в доступной форме. Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

 Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

  4. Соответствие Конституции РФ.

    Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.

  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

 Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).

  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).
  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения.

    Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.

  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога.

    Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.

  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога.

    Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.

  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.
  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию.

    Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.

  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

 Виды налогов

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Юрист ответит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: